Пасха в Императорской семье.

Пасха — древнейший и самый важный христианский праздник. Православные Императоры России всегда отмечали этот праздник. Со временем сложились пасхальные традиции, которых придерживался каждый Император Всероссийский.

До 1839 года христосование — пасхальное приветствие, сопровождаемое троекратным поцелуем в щеки — Императоры России проводили лишь с приближенными. Император Николай I ввёл новую традицию.

По старому обычаю он христосовался со всеми генералами и гвардейскими офицерами, а после вышел христосоваться простыми людьми из народа. По крайней мере, точно известно, что в 1840-х годах он христосовался уже с сотнями людей. Не только со свитой, но и со своими слугами и казаками охраны.

После таких массовых христосований его щека становилась черной. Причем Николай Павлович христосовался не только сам, но и приучал к этому своих детей. Прецедент был создан. И со временем прецедент превратился в традицию, сохранившуюся вплоть до 1917 года.

Христосование императора Николая II

Пасха 1895 года стала первой в совместной жизни последней Императорской Четы (императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны), и первой православной Пасхой в жизни последней русской Императрицы. Фрагмент записи в дневнике императора Николая II на Пасху 2 апреля 1895 года:
«В 12 часов началось христосование — Аликс (императрица Александра Фёдоровна) раздавала яйца».
А на следующий день Император описал христосование с военными: «В 1 1/4 началось христосование с военным начальством и нижними чинами. Моя рота (1-я рота) Преображенского полка была тоже бывши в карауле в Аничкове в ночь на Пасху. Все окончилось к 2 1/2.»

Христосование императора Николая II

Пасху 1896 года Императорская семья провела в Санкт-Петербурге, в Зимнем Дворце. В его дневнике 24 марта 1896 года записано: «В 11 1/2 час. началось христосование со всеми людьми в Малахитовой (гостиная Зимнего дворца. — прим. автора.); почти 500 человек получили яйца». Всего же в 1896 году за три дня Царь похристосовался по меньшей мере с тысячью подданных.

Христосование императора Николая II. Ливадия (Крым).

На Пасху в неспокойный (шла Русско-японская война 1904-1905 годов) 1905 год, 17 апреля в дневнике Императора о христосовании нет ни единого слова. Оно упоминается только на следующий день: «Происходило христосование со свитой, военным начальством и воен. учеб. заведен.». «В большой галерее со всеми нижн. чинами. Всего 960 чел.». На следующий день, 19 апреля, в дневнике Царя неожиданная запись: «Христосовался со старообрядцами» (сто лет назад такого невозможно было и представить).

Христосование императора Николая II с членами экипажа яхты Штандарт

На Пасху 1904 года император Николай II троекратно похристосовался с 1730 подданными. В 1906 и последующих годах эта цифра достигла 3-х тысяч человек за три дня.

В военный (шла Первая Мировая война) 1915 год православная Пасха пришлась на 22 марта. Запись из дневника Императора за этот день: «В 11 час. христосование со всеми придворными до 12 1/2». А на следующий день, 23 марта, христосование продолжилось в несколько более «расширенном составе»: «В 2 часа началось христо[со]вание в Большом дворце (Царского Села) со свитой, начальством округа и нижними чинами запасных батальонов шефских частей; между ними много раненных и поправившихся от ран. 24 марта: В 2 часа было последнее христосование со старообрядцами и волостными стар[шинами].».

Открытка Российской Империи. Император Николай II поздравляет солдата с праздником Светлой Пасхи.

В 1916 году Император был уже был Верховным Главнокомандующим, на Пасху 10 апреля он находился в своей Ставке в Могилёве: Встал в 9 1/2 ч. через час началось христосование со штабом, управлениями, духовенством городовыми и местными высшими чинами граждан.

11 апреля Николай II записывает: В 2 часа поехал к Быховским казармам, где около полковой церкви я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве — всего 860 человек.

12 апреля: В 10 часов вышел во двор и похристосовался с нижн. чин. Особого батальона и команды Штаба, кот. были в наряде в ночь на Пасху.

Пасхальная открытка императрицы Александры Фёдоровны с подписями самой Императрицы и августейших детей, отправленная на фронт (Первой Мировой войны) для императора Николая II в 1916 году.
Пасхальная открытка императрицы Александры Фёдоровны с подписями самой Императрицы и августейших детей, отправленная на фронт (Первой Мировой войны) для императора Николая II в 1916 году.
Пасхальная открытка императрицы Александры Фёдоровны с подписями самой Императрицы и августейших детей, отправленная на фронт (Первой Мировой войны) для императора Николая II в 1916 году.
Пасхальная открытка императрицы Александры Фёдоровны с подписями самой Императрицы и августейших детей, отправленная на фронт (Первой Мировой войны) для императора Николая II в 1916 году.

Интересное совпадение: в революционный 1917 год Пасха, как и в 1895 году (первом, в котором Николай II встречал Пасху с титулом «Император Всероссийский»), отмечалась в православном мире 2/15 апреля — в этот день, ровно через месяц после своего вынужденного отречения от престола, гражданин Император, находившийся в Царском Селе на положении заложника Временного правительства России, писал: Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфор. яйца сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек. Запись из дневника бывшей Императрицы уточняет время начала христосования и состав христосовавшихся: …12 1/2 [часов]. Христосование. Иза, Трина, Настенька. Т. е. баронесса С. К. Буксгевден, гофлектрисса Е. А. Шнейдер и графиня А. В. Гендрикова.

Пасхальное яйцо с вензелем императора Николая II под императорской короной и надписью «Конная гвардия»

Последняя Пасха в жизни практически всеми покинутой и забытой Царской Семьи прошла в морозном Екатеринбурге (на дворе в этот день было -30 C) 22 апреля/5 мая 1918 г. и была как никогда прежде скромной: Утром похристосовались между собой и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать — записал в тот день бывший император Николай II. Эту печальную картину дополняет запись из дневника бывшей императрицы Александры Фёдоровны: Мария читала мне Дух[овное] чтение, а Н[иколай] читал Евангелие и книгу на французском. 1 ч[ас]. Седнев приготовил нам обед из вчерашней еды… Н[иколай] читал нам Малое в Великом 5 ч[асов]. … Н[иколай] читал нам вечернюю проповедь….

 

 Все исторические фотографии

_____________________________________________

Вы можете помочь историко-патриотическому проекту «Дневник Истории России», пожертвовав любую сумму (от 1 рубля) через официальное приложение соц. сети «ВКонтакте» по ссылке: https://vk.com/app5727453_-96591129

Историко-патриотический проект.