7 исторических личностей, повлиявших на систему образования

Систематическое обучение детей началось с появлением первых государств несколько тысяч лет назад. За длительный период его развития было множество повлиявших на систему образования исторических личностей. 7 из них внесли наиболее ценный новаторский вклад в формирование современного облика педагогики.

 

Исторические личности, повлиявшие на систему образования

Ян Коменский (1592 — 1670)

Основоположником классно-урочной системы в школе стал чешский мыслитель Ян Коменский. Его идеи заняли достойное место в теории и практике преподавания во всём мире. Главные из них таковы:

Ян Коменский

  • единая образовательная цепь — до 6 лет воспитание в семье, с 6 до 12 лет изучение азов математики и родного языка в школе, далее до 18 лет постижение «свободных искусств» в гимназии и, наконец, учёба в академии для самых способных учеников;
  • тесная связь обучения с воспитанием, стремление пробуждать в учениках подлинный интерес к предметам;
  • естественная последовательность учёбы — соответствие материала возрасту обучающихся, постепенное продвижение от простого к сложному, складывающееся в стройную систему знаний.

Пётр I (1672 — 1725)

Прорыв в развитии образования в России связан с реформами Петра Великого. Если до того обучение детей происходило только в церковных школах, то в результате преобразований монополия духовенства была ликвидирована.

Были заложены основы профессионального образования. Созданы Морская академия и школа «математико-навигацких» наук, Пушкарская и медико-хирургическая школы, училища при коллегиях и на горных предприятиях. Открылся, вместе с академией наук, в 1725 году университет в Петербурге. Началось издание учебных пособий и карт для светских учебных заведений.

 

Император Пётр I

Реформы продолжились после смерти Петра I. И в конце XVIII века в империи было уже более 500 высших и средних учебных заведений для дворян и горожан. А кроме того, сеть училищ начального образования для всех сословий.

 

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778)

 

Жан-Жак Руссо

 

Немалое воздействие на развитие идей воспитания в России оказало мировоззрение французского философа-гуманиста Жан-Жака Руссо. Который разоблачил ущербность догматической системы обучения. Педагогические цели и задачи он видел в развитии индивидуальности каждого ученика. В активизации его самостоятельного мышления в процессе обучения.

Свои взгляды Руссо изложил в произведении «Эмиль, или О воспитании». В котором учитель старается уберечь воспитанника от отрицательного влияния общества. И, не допуская насилия над личностью ребёнка, развить его лучшие духовные качества, природные таланты и способности.

Константин Ушинский (1824 — 1871)

Научная теория образования и обучения, то есть педагогика, появилась в России благодаря трудам Константина Ушинского. Он впервые рассмотрел проблему формирования личности человека в комплексе с социально-экономическими условиями его жизни. Основными положениями педагогической теории стали:

Константин Ушинский

  • безусловное право трудового народа на образование;
  • цель обучения — подготовка к активной, творческой деятельности в различных областях;
  • использование достижений наук о человеке — психологии, физиологии, истории, политэкономии;
  • патриотизм как одна из основ нравственного воспитания ребёнка.

Мария Монтессори (1870 — 1952)

Взгляды европейских гуманистов на развивающее обучение детей получили практическое воплощение в деятельности Марии Монтессори. Педагога и доктора медицины, которая достигла хороших результатов в работе с умственно отсталыми детьми. Её система сенсорного развития ребёнка основана на индивидуальной работе с выбранным по желанию ученика материалом.

 

Мария Монтессори

Эффективность такого подхода объясняется важнейшей ролью эмоции в процессе усвоения знаний. Человеку в любом возрасте свойственно запоминать положительно окрашенную информацию. И вытеснять из памяти негативные моменты жизни, а с ними и полученные сведения. Поэтому применение отрицательных стимулов в учёбе, по мнению этой учительницы, лишено всякого смысла.

Школы раннего развития детей по методу Монтессори пользуются популярностью и в наши дни во многих странах мира.

Антон Макаренко (1888 — 1939)

Продолжателем традиций русской педагогической мысли в советское время был Антон Макаренко. Работавший в 1920 – 1930 годах в сфере перевоспитания детей-правонарушителей.

 

Антон Макаренко

 

Методика Макаренко основана на выстраивании взаимоотношений личности и коллектива, в котором существует самоуправление, дисциплина, сильны традиции и ясны перспективы развития, определена решающая роль руководителя учреждения.

Принцип максимального уважения к подростку позволял выявлять лучшие качества каждого воспитанника. И предполагал наличие высокого профессионализма у педагогов. Обучение соединялось с трудом учащихся на производстве, а также с постоянным политическим и моральным просвещением.

Обладая литературным талантом, Макаренко отобразил свой опыт в художественных произведениях.

Василий Сухомлинский (1918 — 1970)

 

Василий Сухомлинский

Примером успешной самореализации в системе советского всеобщего обучения служит судьба Василия Сухомлинского. Юноша из крестьянской семьи получил высшее педагогическое образование.

И, всю жизнь работая директором сельской школы, писал научные труды по вопросам всестороннего развития личности в коллективе. И методике повышения педагогического мастерства. Был удостоен звания Заслуженного учителя, а также Героя Социалистического труда, стал членом-корреспондентом Академии наук СССР.

 

Достойное образование – первый шаг к успешной карьере. Обучаться на программах бакалавриата китайских университетов помогает компания RedPlanet.

Рейтинг
( 8 оценок, среднее 2 из 5 )
julia/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории