Что за человек целыми днями убивает мирных жителей, в том числе стариков и даже младенцев? Чтобы найти ответы на такие вопросы, стоит взглянуть показания в зале суда, сделанные 210 мужчинами, которые служили в немецком резервном полицейском батальоне 101.
Историки назвали их “обычными людьми”. Ни СС, ни вермахт, в основном это были чернорабочие. Так что же побудило их убить 38 000 безоружных мужчин, женщин и детей в Польше в разгар войны? Самым примечательным в 101-м резервном полицейском батальоне была их заурядность.
Обычные люди
Они не были членами СС. Они даже не были членами Вермахта. Это были обычные мужчины средних лет из Гамбурга. Средний возраст составлял 39 лет. У многих были семьи, большинство из них были малоквалифицированными рабочими. Несколько представителей низшего среднего класса. Многие ходили в церковь.
Они оказались полицейскими запаса, потому что были слишком стары для службы на передовой и не занимались основными профессиями. Правда, среди них было непропорционально большое число членов нацистской партии (25%). В два раза больше, чем среди немецких мужчин в целом во время войны.
Излишне говорить, что членство в партии резко возросло после прихода Гитлера к власти. Достигнув пика в 8 миллионов членов. Из-за значительных карьерных преимуществ партийного билета в тоталитарном государстве.
Так что относительно высокая доля членов партии в 101-м резервном полицейском батальоне не так уж примечательна. Так что, кажется вполне оправданным, назвать это подразделение из 500 офицеров полиции запаса “обычными людьми”.
В июне 1942 года эти “обычные люди” были переброшены в оккупированную Польшу для участия в “спецоперации”.
Восемнадцать месяцев спустя, в конце своего срока службы, 101-й резервный полицейский батальон убил 38 000 безоружных мужчин, женщин и детей. Они также депортировали еще 45 000 человек в Треблинку, лагерь смерти. Где в ходе войны было отравлено газом около 750 000 евреев.
Значит, они тоже были соучастниками убийства этих людей. В последнем случае они, несомненно, смогли дистанцироваться от акта убийства.
После окончания Второй мировой войны и поражения нацистского режима горстка солдат и офицеров батальона предстала перед судом в Польше. Но подавляющее большинство из них, участвовавших в преследовании и массовых убийствах, полностью избежали правосудия. Фактически, десятки мужчин, служивших в 101-м батальоне, после войны продолжили свою карьеру в полиции.
Личное или коллективное: виноваты ли граждане за действия государства?
Это важная часть любого объяснения того, как произошел Холокост. Это была обширная, сложная, бюрократизированная операция, в которой участвовали десятки тысяч сотрудников. Выполнявших сотни различных функций. Большинству из которых никогда не требовалось опорожнять канистры с Циклоном Б в камеры, битком набитые людьми.
Около 14 миллионов немцев проголосовали за нацистов на всеобщих выборах в июле 1932 года. Около 38 миллионов немцев проголосовали за диктатуру Гитлера на плебисците в августе 1934 года. Лишь небольшая часть этих людей принимала непосредственное участие в геноциде во время войны.
Захват власти нацистами дал им контроль над немецким государством. Которое они затем подвергли процессу Gleichschaltung, или “приведению в соответствие”. Это означало кадровую чистку и контроль остальных с помощью смеси стимулов. Идеологической обработки и запугивания.
Некоторые люди уже были нацистами. Многие другие предпочли стать такими. Многие просто не поднимали головы и продолжали свою работу. Мало кто был склонен задавать критические вопросы. Таким образом, армия, полиция и государственная служба были превращены в отлаженные инструменты тоталитарной диктатуры.
Возьмем железнодорожную систему. Когда Третий рейх протянулся от Атлантики до Черного моря, что он и сделал в середине двух лет войны. На железных дорогах работало несколько сотен тысяч человек.
Подавляющее большинство из них делали то, что им говорили. Иногда это включало отправку грузовиков для перевозки скота, набитых людьми, в лагеря смерти.
Важно ли знать, и можно ли до конца понять их мотивы? Были ли они соучастниками убийства? Были ли они среди виновных? Простого ответа нет.