Помните дни панических покупок? Это было не так давно. В первые дни пандемии COVID-19 потребители по всему миру запасались бумажной продукцией и водой в бутылках, обчищая магазины на ходу. Зачем эти предметы – особенно во время пандемии? В то время как некоторые бумажные изделия (такие как туалетная бумага), как правило, очень желательны для людей, не выходящих из дома. Вода – это совсем другая история: пандемия не угрожала водоснабжению.
Оказывается, люди полагаются на бутилированную воду гораздо больше, чем раньше. Несмотря на то, что запасы воды никогда не подвергались опасности. Люди считают (иррационально), что им необходимо создавать частные запасы воды. В настоящее время многие люди считают бутилированную воду скорее необходимостью, чем предметом роскоши. Но так было не всегда.
Потребление бутилированной воды на душу населения практически утроилось с начала этого века. В то время как в 1999 году выпивалось в среднем 73 литра воды в бутылках. К 2020 году это количество выросло до 205 литров. Это много одноразовых пластиковых бутылок! И эти цифры наверняка будут расти.
Итак, должны ли мы радоваться или оплакивать количество любителей воды. Которые потребляют все больше и больше бутилированной воды? Беглый взгляд на историю расфасованной воды поможет узнать больше об этом серьезном изменении в поведении потребителей.
История розлива воды: от ценного источника до массового распространения
В наши дни бутилированная вода продается практически везде. Но история этого товара восходит к концу 19 века. В то время редкие и ценные минеральные родниковые воды разливались по бутылкам на крупных курортах. И продавались состоятельным клиентам. Которые ожидали пользу для здоровья от этого специализированного продукта.
Целевой рынок почти не менялся до 1970-х. Когда несколько сил объединились, чтобы донести продукт до гораздо более широкой массы потребителей. Культурные сдвиги, затронувшие в первую очередь западные рынки в ту эпоху, имели тенденцию к простоте, чистоте и незамутненности.
Вода Perrier и ее маленькие криволинейные бутылки из зеленого стекла стали самым ярким и продаваемым примером этой тенденции. С успехом Perrier пришла конкуренция. Сначала со стороны других поставщиков газированной родниковой воды, таких как San Pellegrino. А позже, в другом потребительском повороте, со стороны поставщиков бутилированной негазированной воды, таких как Evian.
Массовый маркетинг воды Evian из ее швейцарского источника на обеденные столы всего мира стал победой маркетинга. В то время как многие выросли на водопроводной воде, как на способе утоления жажды, Evian вскоре стал рассматриваться как высококлассная альтернатива водоснабжению.
Изменение поведения с конца 70-х до наших дней
Также в 1970-х было введено использование легких, дешевых и прозрачных пластиковых ПЭТ бутылок. Это быстро привело к маркетинговым кампаниям, направленным на внедрение пластиковых бутылок, наполненных водой из специального источника.
Маркетологи рекламировали множество преимуществ бутилированной воды. Она была удобной, то есть вы могли брать воду с собой, куда бы вы ни пошли. И это была чистая альтернатива, которая немедленно отодвинула воду из-под крана в каменный век. Если вы заботитесь о своем здоровье, вам нужно сделать выбор в пользу чистоты. И “очищенная” вода в бутылках отвечает всем требованиям с продуманной маркетинговой точностью.
К 1990-х бутилированная вода начала оказывать существенное влияние на продажи напитков. И крупные транснациональные корпорации стремились принять в этом участие.
Не только в странах Восточной Европы, но и в развивающихся культурах по всему миру бутилированная вода стала символом здоровья. Это особенно верно в отношении регионов с ненадежным доступом к пресной воде.
Кому принадлежит вода? Новые источники, старые ресурсы
По мере того как популярность и широкое распространение бутилированной воды росло, разливщики искали новые источники пресной воды. По мере того как предприятия расширялись, эти источники становилось все труднее найти. И такие корпорации, как Coca-Cola Company и PepsiCo, начали приобретать доступ к местным водным ресурсам.
Да, та же самая вода, которая течет из наших кранов, начала течь в расфасованные бутылки, и прибыль взлетела, как фонтан.
Значительная часть бутилированной воды, продаваемой сегодня, даже некоторые из тех, что помечены как “родниковая”, поступает в магазины с заводов, использующих городские или окружные источники воды.
И маловероятно, что транснациональные корпорации изменят свои стратегии сбора воды в ближайшее время. На самом деле, вода теперь является всемирным ресурсом. К которому корпорации подбираются так же, как другие отрасли промышленности ищут нефть: с непрерывным, постоянно усиливающимся интересом.
Ограничения доступа к воде
В 2005 председатель правления “Нестле” Питер Брабек-Летмат в интервью неоднозначно заявил: “Вопрос в том, должны ли мы приватизировать нормальное водоснабжение населения. И есть два разных мнения по этому поводу. Одно в том, чтобы объявить воду общественным правом. Это означает, что как человек вы должны иметь право на воду. Это экстремальное решение. Другая точка зрения гласит, что вода является таким же продуктом, как и любой другой продукт питания. И, как и любой другой продукт, она должна иметь рыночную стоимость”.
Вскоре после этого Брабек-Летмат пересмотрел свои комментарии. Заявив, что люди заслуживают ежедневного выделения воды для выживания. А остальное должно оставаться доступным для экономической эксплуатации. Начиная с 2020 года инвесторы могут даже спекулировать на рынке фьючерсов на воду. Котирующихся рядом с такими существующими природными товарами, как золото и нефть.
Если нам приходится жить с бутилированной водой а, похоже, так и есть, мы должны сделать перед собой и грядущими поколениями так, чтобы компании, “добывающие” наши жизненно важные ресурсы, делали это ответственно.