Менора была священным еврейским ритуальным предметом в древнем еврейском храме.
Этот объект представляет собой канделябр с 7 ветвями, который постоянно освещался ритуально чистым маслом. Непрерывное горение этого канделябра должно было означать вечную природу Бога. Сегодня в синагогах по-прежнему горит “вечный огонь”. Хотя и не обязательно в такой форме и чаще всего электрический, а не на масляной основе.
Пролить свет на Менору
Семирожковая менора, узнаваемый символ иудаизма, намного старше звезды Давида. Она использовалась дольше, чем любой другой религиозный символ в западном мире. Учение раввинов датирует его временем жизни пророка Моисея (1391-1271 гг. до н.э.).
Впервые мы читаем о меноре, что означает “канделябр”, в Исходе, второй книге Торы, когда она была открыта Моисею на горе Синай. Моисею даны инструкции относительно его формы, точный характер которой с тех пор вызывает споры.
Менора должна быть чеканным произведением из чистого золота. И иметь центральный стержень с тремя ветвями, растущими с каждой стороны. Наверху каждой ветви и центрального стержня должна быть чашечка в форме миндаля. Эти чаши должны содержать чистое оливковое масло, которое осветит Храм.
Наиболее широко распространено изображение меноры, высеченное в камне на Арке Тита в Риме. Где на панели изображена менора и другие военные трофеи, доставленные в Рим после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э. В 1949 году эта менора была выбрана в качестве основы для символа государства Израиль. Ознаменовав метафорическое возвращение храмовой меноры.
Эта арка, построенная римлянами в честь победы над еврейским народом. Она изображает римских солдат, уносящих военные трофеи, в том числе золотую Менору. Арка Тита – археологический артефакт, который можно легко посетить в Риме.
Функция, история и символика меноры
Еврейский праздник Ханука, также известный как праздник огней, посвящен победе над греками-селевкидами в 161 г. до н.э. Одержав победу, Маккавеи очистили Храм в Иерусалиме и восстановили в нем традиционное еврейское богослужение.
Этот праздник посвящен победе над греками. Эта победа над греками (победа, которая, очевидно, имела место до поражения, в свою очередь, от римлян) завершилась повторным очищением и повторным освящением Храма. Который был осквернен греческими идолами. Главным табу в строго монотеистическая религия, запрещающая идолов и других божеств.
Повторное очищение также включало повторное зажигание вечного огня в Меноре.
Свечи на ханукальной меноре, отсылают к истории о том, что победившие Маккавеи нашли лишь небольшой кувшин с маслом. Которого хватило на один день, для вечного светильника (меноры). Чудесным образом его хватило на восемь дней, и этого времени хватило, чтобы прибыло больше масла.
Главный символ иудаизма
Менора преобладала как главный символ иудаизма, от монет периода Второго Храма вокруг Иерусалима до мозаичных полов синагог. От надгробий, где менора идентифицировала еврейское тело, до символических рисунков в средневековых раввинских комментариях к Торе. В Риме изображения меноры изобилуют в церквях и синагогах, а также на арке Тита.
Использованием меноры в украшении “великих” синагог конца XIX века, как православных, так и реформистских, и ее использованием в католицизме в тот же период и ранее. Католики намеренно использовали символику, чтобы отразить порабощение евреев.
Римские евреи начала 19 века завоевали политические и социальные свободы при Наполеоне. Но снова потеряли их в 1815 году, когда было восстановлено правило гетто. Это иллюстрируется конкретными памятниками, такими как памятник семье Монтанаро, изображающий плачущую девственницу, зажигающую свечи меноры.
Более поздние интерпретации пытались предположить, что это был знак уважения к иудаизму. Ничего подобного. Это демонстрировало, что христианство “победило”.
Между тем, строительство этих “больших” синагог, украшенных менорами на видном месте, было противоположным, а именно демонстрацией победы евреев над наложенными христианами ограничениями. Показывая, что евреи были частью общества в целом и могли строить синагоги, чтобы произвести впечатление. Точно так же, как Христиане построили великие церкви, чтобы продемонстрировать свое богатство и стабильность.
Первый еврейский легион (батальоны еврейских добровольцев, сражавшихся с британской армией против османов в Первой мировой войне) носил менору в качестве своего знака. Неудивительно, что он стал эмблемой современного Израиля.
В заключении
С тех пор он стал символом советских евреев, стремящихся уехать в Израиль. И евреев, принадлежащих к правым политическим взглядам, как в Израиле, так и в диаспоре. Еще более странно, что некоторые евреи искренне верят, что католическая церковь до сих пор владеет оригинальной храмовой менорой и скрывает ее в хранилищах Ватикана.
Однако, остаются вопросы без ответов. Является ли менора единственным символом или она была так переосмыслена, что в разное время представляла собой разные символы?
Действительно ли это символ еврейского поражения или побуждает их верить, что когда зажигаются свечи, что добро может победить зло и что Божий свет восторжествует? История завораживает, но все еще необходим более глубокий анализ истинного значения меноры.