Поднятие темы ауры в определенных кругах, скорее всего, вызовет одну из двух противоположных реакций: “Аура! Что за чушь”, или “О, аура! Знаете, у моего друга был сеанс, и вокруг него было такое ярко-красное, очень мощное свечение.”
Возможно среди всей этой мистики, сжимания кристаллов и разноцветных фотографических полутеней есть настоящий, честный научный консенсус по всему этому вопросу. Но нет.
Для тех, кто не знает, ауры – это видимый контур цвета, который окутывает тело и раскрывает определенные личные характеристики. Красный относится к лидерству и власти. Зеленый обозначает заботливого человека, индиго указывает на духовно пробужденного и т.д.
И откуда же берутся эти ауры? “Каждый человек и каждая молекула его тела излучают энергию. Чтобы увидеть это, нужно просто настроиться на определенный уровень сознания”.
Такая формулировка показывает, почему некоторые верят в реальность аур. О них говорят в псевдонаучных терминах, которые звучат достаточно достоверно, чтобы не быть чистой тарабарщиной. Но что означает “уровень сознания”. В конечном счете, нет никаких данных, подтверждающих существование аур.
Из эпохи расцвета спиритуализма
Ауры оседлали волну расцвета странных мистических экспериментов и оккультного увлечения: викторианскую эпоху. В этот период глубокие технологические и социальные изменения пересеклись с промышленной революцией. Общество потрясено быстрым переходом от сельского хозяйства к промышленности и чувствует себя раздавленным.
Многие обратились к альтернативным источникам духовного удовлетворения. Таким как спиритические сеансы, гипноз, медиумизм, ясновидение, говорящие доски.
С появлением новых технологий появились и новые аферы, особенно связанные с фотографией. На двухэкспонированных фотографиях 19 века были запечатлены предполагаемые привидения, парящие над живыми. А медиумы были запечатлены изрыгающими “эктоплазму”, которая, в реальности, представляла собой ватную ткань.
В 1890-х годах русский инженер Яков Наркевич-Тодко обнаружил, что разряды электричества создают на пленке формы. Наступил 1939 год, и русский изобретатель и исследователь Семен Давидович Кирлиан вставил лист между электродом и пленкой, чтобы создать “ауру”.
Кирлиан и его листы легли в основу отпечатков ауры, получивших название “фотография Кирлиана”. Несмотря на название, здесь нет настоящей фотографии. Формы и цвета запечатлеваются на пленке, пока ионизированный воздух движется вокруг объекта.
Хорошее искусство, плохая наука, достойная терапия
На данный момент аура-фотография – это полноценный бизнес, который не показывает никаких признаков замедления. Иными словами, ауры – это хорошее искусство, но плохая наука. Это быстрый личностный тест, похожий на чтение карт Таро или астрологических карт.
В некоторой степени ауры могут служить некой полунаучно обоснованной психологической цели. Мало кто будет отрицать эмоциональные и психологические преимущества горячо любимых произведений искусства, музыки, литературы и т.д.
Оставив в стороне вопросы научной строгости на данный момент, есть даже компании со своими собственными приложениями для телефонов. Которые включают всевозможные мистические явления в сеансы терапии. Это включает в себя астрологию, регрессии в прошлые жизни и, да, ауры. Такие методы могут не пройти проверку на основе данных, но если они помогают, то они работают.
Дезинформация в изобилии
Часть путаницы по поводу ауры проистекает из этого вечного источника человеческой дезинформации и псевдонауки: Интернета. В сети гораздо больше болтливых статей любителей об аурах, чем серьезных научных исследований.
Это потому, что никто в научных кругах никогда не воспринимал фотографию Кирлиана всерьез как что-то значимое. Кроме того, метафизика – это не физика – по определению.
Но мы все равно можем вынюхать научную обоснованность ауры, взглянув на научную грамотность статей, в которых она обсуждается. Такие статьи часто открыто заявляют, что ауры научно не доказаны, а затем начинают относиться к ним как к реальным.
Хотя такие статьи в некоторой степени развлекательны, по сути они способствуют распространению дезинформации относительно научной обоснованности ауры.
Некоторые исследователи предприняли шаги, чтобы попытаться объяснить ауру. Они изучали, почему некоторые люди утверждают, что видят ауру визуально. Исследование изучало связь между видением ауры и синестезией, состоянием, при котором сенсорные данные интерпретируются через чувства.
Примеры включают “вкус форм” или “слышание цветов”. Но исследование приходит к выводу, что “оба явления [видение ауры и синестезия] феноменологически и поведенчески различны”. Возможно синестезия производит видимые ауры, где видящие ауру “превращают свои впечатления [о ком-то] в цвет”.
Все это говорит о том, что мы уже знаем: Ауры не имеют научной обоснованности. Если человеку нравится делать фотографии ауры или читать статьи о своем духовном цвете, то это замечательно. Но при условии, что такие люди знают, что все это лишь развлечение.