Тайный язык натюрмортов

Тайный язык натюрмортов

 

Натюрморты делают из всех нас немного… вуайеристов. Независимо от эпохи, к которой они принадлежат, они всегда создают у нас ощущение, что мы подглядываем за столом. Накрытым для романтической ночи, обжорства или тайного свидания. Тайная сцена, где подойдут только лучшие угощения из рога изобилия. Или вечеринка в другом измерении, где вино переполняет.

Для большинства из нас фантазия на этом заканчивается. Но что, если мы скажем вам, что в этом кубке сладкого ягодного вина есть тайный смысл?

Или эта бабочка, так ловко сидящая на бисквите? Сегодня мы расшифровываем тайный язык натюрмортов. Чтобы раскрыть то, что они пытались сказать нам все это время…

 

Натюрморты делают из всех нас немного... вуайеристов. Независимо от эпохи, к которой они принадлежат, они всегда создают у нас ощущение, что мы подглядываем за столом.

 

Nature morte

 

Как бы нелепо это ни звучало, натюрморт эпохи Возрождения имеет много общего с нашими параметрами идеальной фотографии в Instagram. И то, и другое должно выглядеть идеально.

Искусство натюрморта также ценилось не очень высоко. И часто создавалось скорее как аксессуар, чем художественная картина. Его целостность зависела от своеобразной новизны техники тромп-л’иля, “обмана зрения” за счет реалистичного владения исскуством изображения.

Голландцы пятнадцатого – семнадцатого веков были действительно великолепны в натюрморте. Как и фламандцы, немцы, итальянцы и даже французы. Чей термин nature morte буквально переводится как “Мертвая природа” (то же самое по-итальянски). В то время как немцы говорили Stillleben, или “Живая неподвижность”. Немного жутковато, не кажется?

Ян Брейгель стал одним из самых уважаемых художников-натюрмортеров своего времени. Но, к сожалению, сегодня сохранилось не так много его работ.

 

Как бы нелепо это ни звучало, натюрморт эпохи Возрождения имеет много общего с нашими параметрами идеальной фотографии в Instagram. И то, и другое должно выглядеть идеально.

 

Немец Георг Флегель стал родоначальником жанра натюрморта со своей армией бабочек, вафель, вина и сладостей (эти маленькие белые штучки вы видите)…

 

Символичные картины

 

Конечно, они были интересны для рисования сами по себе. Но все стало еще интереснее, когда церковь запретила изображать любые религиозные атрибуты в искусстве.

Это означало, что если художник хотел поговорить о чем-либо, связанном с религией (что в те времена было довольно популярной темой), он должен был проявить смекалку.

Таким образом, повседневные предметы стали кодами для вещей, о которых вы не должны были говорить с помощью кисти…

Одной из самых символичных картин того дня стал десертный натюрморт Флегеля. На котором были изображены мышь и птичка, болтающиеся рядом с кучей фруктов, орехов и сладостей.

 

Немец Георг Флегель стал родоначальником жанра натюрморта со своей армией бабочек, вафель, вина и сладостей (эти маленькие белые штучки вы видите)...

 

Текстура грецкого ореха символизировала крест, а виноград – Святое Причастие. Белый цветок символизировал Иисуса, а монеты были отсылкой к предательству Иуды ради денег.

Птица, гораздо более благородное существо, чем мышь (ближе к сатане), стояла на страже священного изобилия орехов. По сути, это была шпаргалка для библейской школы.

Натюрморты и символические изображения религиозных концепций стали особенно популярны среди среднего класса. Тайный смысл картин и их неофициальный язык породили несколько поджанров. В том числе цветочный натюрморт, картины для завтрака, банкетный натюрморт, и vanitas (о которых мы поговорим чуть позже).

 

Символы и значения

 

Натюрморты и символические изображения религиозных концепций стали особенно популярны среди среднего класса. Тайный смысл картин и их неофициальный язык породили несколько поджанров.

 

Именно поэтому когда-то было так важно немного узнать о символике. Прежде чем покупать какой-либо натюрморт. В то время как натюрморт, изображающий, например, вазу с клубникой, может символизировать рай и небеса. Значение, скажем, композиции из плодов мушмулы – нечто совершенно иное…

Мушмула – это фрукт, выращиваемый с древних времен. И необычный в том отношении, что его нельзя есть в сыром виде. Пока он по существу не начнет гнить… Этот гнилой, не успевший созреть фрукт – метафора распутства и проституции, разрушения чего-то чистого. Эта картина – кодовое обозначение “Шлюхи не попадают в рай”. Повесь это над своей кроватью, если хочешь развестись.

Устрицы застенчиво играли между эротической и снисходительно-божественной ассоциацией. Афродита, в конце концов, была зачата в устричных раковинах. Устрица, нарисованная в домашнем интерьере, а не на праздничном столе, меняла атмосферу “от застолья к свиданию”. Сливы, вишни и персики также имели эротический оттенок.

 

Улитки символизировали непорочное зачатие, а рыбы - Христа. В то время как низменные существа, лакомящиеся старыми фруктами, обычно символизировали мимолетность земной жизни или вездесущую угрозу дьявола (кошки, в частности, были великими символами обмана).

 

Улитки символизировали непорочное зачатие, а рыбы – Христа. В то время как низменные существа, лакомящиеся старыми фруктами, обычно символизировали мимолетность земной жизни или вездесущую угрозу дьявола (кошки, в частности, были великими символами обмана).

В вопросах тонкого фарфора и золотых тарелок тоже нужно было быть осторожным. Поскольку переизбыток был не просто безвкусным, но и греховным.

Яркое и наклоненное золотое блюдо посылало сильный сигнал: слишком много богатства приведет к разорению.

Объяснение символики натюрмортов могли бы заполнить небольшой словарь. Но вот несколько из тех, на которые стоит обратить внимание…

 

Омары, моллюски или мясо: богатство, обжорство и искушение

Маки или мертвые животные: смерть.

Роза: цветок Венеры, символ любви

 

Объяснение символики натюрмортов могли бы заполнить небольшой словарь. Но вот несколько из тех, на которые стоит обратить внимание...

 

Гранаты: плодородие

Глобус: земля и небо

Стекло: жизнь в роскоши.

Лимоны: горько-сладкая сторона жизни

Тюльпаны: благородство

Фиалки: скромность

Подсолнух: преданность

Персики: крепкое здоровье.

Пчелы: трудолюбие, или насколько мы беспомощны перед судьбой

Хлеб: тело Христово, повседневная жизнь, смирение

 

Объяснение символики натюрмортов могли бы заполнить небольшой словарь. Но вот несколько из тех, на которые стоит обратить внимание...

 

Скрипка: тщетность земного существования (легко обрывающиеся струны символизируют оборванные нити времени)

Бабочка: воскресение Христа

Роза: страдания Девы Марии. Лилия также может символизировать Деву Марию.

Муравей: трудолюбивый

 

Vanitas

 

Теперь мы переходим к тому, что, пожалуй, является самым интересным поджанром натюрморта: картинам Vanitas. Распространенный в средневековом погребальном искусстве, он стал популярным в 1620-х годах. И мог быть чрезвычайно болезненным и откровенным, отражая возросшую одержимость смертью и разложением.

Vanitas по-латыни означает пустой, тщетный, НИКЧЕМНЫЙ. И это описание твоей КОРОТКОЙ И БЕССМЫСЛЕННОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. Черепа, задутые и недолговечные свечи, увядшие цветы, песочные часы, бокалы, опрокинутые на стол. Символизм все еще ясен, даже спустя столетия.

 

Vanitas по-латыни означает пустой, тщетный, НИКЧЕМНЫЙ. И это описание твоей КОРОТКОЙ И БЕССМЫСЛЕННОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. Черепа, задутые и недолговечные свечи, увядшие цветы, песочные часы, бокалы, опрокинутые на стол. Символизм все еще ясен, даже спустя столетия.

 

На этих картинах часто изображались символы земного богатства, достижений и удовольствий: игральные карты, табачные трубки, музыкальные инструменты, китайский фарфор, увесистые фолианты. И их часто изображали рядом с черепами. Потому что все это не имело значения. Ты не мог взять это с собой.

Голландские художники заимствовали концепцию бренности жизни у римлян, которые использовали череп в картинах как символ смерти и земных останков. Часто сопровождая их фразой Omnia mors aequat (Смерть делает всех равными).

 

В заключении

 

Именно появление фотографии в 19 веке привело к окончательному кризису натюрморта. Если теперь люди могли запечатлеть сцену, не беря в руки кисть, то для чего все это было?

Печально известные “падающие яблоки” Сезанна заставили критиков разинуть рты. Потому что они были вдохновлены не религией, а новаторской философией, лежащей в основе импрессионизма. Запечатлевать мимолетное восприятие. Позволить править иррациональному и не обязательно реалистичному.

 

Именно появление фотографии в 19 веке привело к окончательному кризису натюрморта. Если теперь люди могли запечатлеть сцену, не беря в руки кисть, то для чего все это было?

 

Архаичный вид искусства вступал в новую эру, в которой такие мастера, как Пикассо, Матисс и Дали, продолжали раздвигать границы реальности.

И на этом наш небольшой ускоренный курс по натюрмортам заканчивается в надежде, что, когда в следующий раз вас неохотно потащат по музею средневекового искусства, вы будете посвящены в секрет.

 

Если натюрморт, на который вы смотрите, содержит блестящий металл, внимательно изучите его. Там может быть автопортрет художника.

 

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории