В анналах русской истории мужчинам восстания декабристов 1825 года соперничают только женщины. Действительно, 11 жен, невест и сестер последовали за мужчинами в изгнание и изоляцию. В течение следующих нескольких лет, попрощавшись со своими семьями и оставив позади комфорт дворянских поместий.
Самоотверженные жены
Женщины вошли в историю как жены декабристов и стали олицетворением “политического и социального мученичества”. Их модель самопожертвования будет прославлена русскими поэтами. И станет отличительной чертой революционного этического кодекса для грядущих поколений.
Русские дворянки не ездили с царскими войсками по городам Западной Европы. И у большинства из них не было формального образования. Хотя у них обычно были иностранные наставники, которые обучали их в своих поместьях.
Кстати, помочь написать статью ВАК о русских дворянках вам могут на science-zakaz.ru
Единственный урок, который они хорошо усвоили, – это смирение и самопожертвование. Которые проповедовала Русская православная церковь. Именно это самоуничижение побудило их покинуть комфорт столицы и свои дома. И отправиться в негостеприимные просторы Сибири.
Один советский историк описал их как женщин, “чья духовная жизнь была ограничена рамками семьи”. Но которые своим примером научили бесчисленное количество других стойкости и силе.
Екатерина Трубецкая
Первой, кто последовала за мужем в Сибирь, была жена князя Сергея Трубецкого. Лидера декабристов, который струсил. Трусость Трубецкого спасла его от эшафота. Но его участие в организации быстро привело к приговору к каторжным работам в Сибири.
С железными цепями на ногах князь 23 июля уехал в Сибирь. На следующий день за ним последовала его жена. Ее семья и даже жена царя Николая, сама императрица, умоляли Екатерину, Катю, как ее часто называли, пересмотреть свое решение последовать за мужем в ссылку.
Семья, друзья и высокопоставленные члены имперского правительства призывали каждую из жен-декабристов отречься от мужчин. И начать жизнь заново. Иначе, от них потребуется отказаться от права когда-либо вернуться из ссылки. Даже если их мужья умрут. Государство также запретило женщинам брать с собой детей. И если бы они родили других детей в ссылке, то эти дети были бы причислены к государственным крестьянам.
Катя Трубецкая последовала за мужем в ссылку, свободно и целенаправленно. Как и все другие женщины, приехавшие после нее. Княгиня Трубецкая договорилась оставить сына и дочь у родственников.
В конном экипаже Катя прощается со своим прошлым. Поездка из Санкт-Петербурга в Иркутск в 5500 верст была долгой и неудобной.
Она не смогла уберечься от холода и заболела лихорадкой. Ее карета сломалась, и она закончила путь в старой крестьянской покосившейся телеге. Тем не менее ее приезд в Иркутск в сентябре 1826 г. убедил Катю в том, что ее присутствие необходимо для облегчения ноши мужа.
В 1863 году княгиня в последний раз закрыла глаза. Через два года умер и князь Волконский, муж, ради которого она так многим пожертвовала.
Мария Волконская
Положение Трубецкой улучшилось, хотя и незначительно, когда в декабре 1826 года приехала вторая жена-декабристка.
21-летняя Мария Волконская родила первенца в январе, вскоре после восстания декабристов. Волконская родилась в известной семье со связями. Ее отец генерал Николай Раевский был героем наполеоновских кампаний.
Воссоединение Волконских стало центральным элементом легенды о декабристах и их жёнах. Когда Мария снова увидела своего мужа, теперь уже в кандалах, она упала на колени и поцеловала цепи еще до того, как обняла его.
Трудно игнорировать религиозную символику этого эпизода. Волконский принимает с ней образ Христа как своего преданного ученика.
В своих мемуарах Волконская представила и мужа, и себя мучениками за дело. Она написала, что их жертва была “чистой — мы отдаем все за наших избранных и Бога”. То, что раньше было неорганизованной и плохо спланированной попыткой революции. Теперь рассматривалось как священное дело.
Но расставание с домом и привилегиями было только началом страданий декабристок. Чуть больше года спустя Мария получила ужасную новость о том, что ее маленький сын умер в Санкт-Петербурге.
Создание поселения
Акт общей жертвы стал образцом для жен декабристов. Женщины в изгнании полагались друг на друга. Так же, как их мужья полагались на них. Женщины образовали своего рода семью. Общая беда связала их вместе, и каждый принял друг друга с распростертыми объятиями.
Общины со временем росли. Первоначально разбросанные по нескольким тюрьмам и ссылкам, декабристы поселились в Петровском заводе, пригороде Нерчинска, в 1830 году. Там женщины построили ряд изб, которые стали известны как Дамская улица, часто на деньги, присланные их семьями.
Прожив свою жизнь в роскоши, женщины научились постоять за себя и обеспечить своих мужей. Так, они выращивали овощи и даже выдергивали больные зубы.
Одна из них, Екатерина Трубецкая, умела приготовить сытную еду из самых простых продуктов. Другая, Мария Волконская, была выдающейся швеей. И она призналась, что такой физический труд помогал усыпить ее разум. И на время отвлечься от мыслей обо всем, что осталось позади.
Как выжить в мороз и отсутствие медицинских учреждений
Одним из величайших страданий женщин был лютый холод. Их ветхие дома не могли защитить от отрицательных температур. И без достаточно теплой одежды, чтобы компенсировать этот факт, условия стали мучительными.
Отсутствие медицинской помощи было еще одной трудностью в замерзшей тайге. И это делало болезни, проистекавшие из этих экстремальных условий и нехватки ресурсов, особенно опасными. Это особенно заметно, когда мы смотрим на детей ссыльных.
Жены-декабристы рожали больше детей после того, как прибыли в Сибирь. И радость от этих новоприбывших часто быстро умерялась. Двадцать два ребенка умерли в младенчестве или раннем детстве. Отсутствие должного питания и медицинской помощи, с которыми столкнулись ссыльные декабристы, увеличило число умерших потомков.
Помощь от семьи вернуться домой
В письмах к близким женщины признавали трудности, с которыми они столкнулись, но не оплакивали свои жертвы. Однако они регулярно обращались к своим матерям, отцам и сестрам в Санкт-Петербурге с просьбой прислать им одежду, деньги и книги. Как для себя, так и для своей общины.
На пожертвованные средства и товары женщины также открыли публичные библиотеки, школы и медицинские клиники. Устраивали концерты и лекции. Эти усилия изменили культурный ландшафт отдаленной сибирской глубинки.
Дом Марии Волконской всегда был центром интеллектуальной и культурной жизни. Привезя с собой в ссылку маленькое пианино, она наполнила Дамскую улицу музыкой. И ее ласково называли Принцессой Сибири.
Значительный вклад
Вряд ли деяния жен-декабристок имели бы большое значение, если бы не их прославление в русской литературе. Стихотворение русского поэта и общественного критика Николая Некрасова “Русские женщины” посвящено двум женам-декабристам: Марии Волконской и Екатерине Трубецкой.
Он описывает их как представительниц всех русских женщин. Которые своей силой и преданностью дают другим возможность бороться и терпеть за священные идеалы.
В 1870-х и 1880-х годах новое поколение русских женщин начинало свою деятельность по образцу жен-декабристок. И как никогда раньше принимало революционное дело.
Революционная энергия возобновилась после того, как Александр II отменил крепостное право. И провел реформы в правовой, образовательной и военной системах, начиная с 1861 года.
Русские женщины стали принимать непосредственное участие в революционных дискуссионных группах. Стекаясь в деревню, чтобы работать учителями, акушерками и фельдшерами. Женщины-активистки презирали царя, говоря с крестьянами о неравенстве и революции.