Эксперимент “Третьей волны” и уроки фашизма

Эксперимент "Третьей волны" и уроки фашизма

 

Почему так много простых немцев допустили нацистский захват власти в 1930-х годах и последовавшие за ним зверства? Этот вопрос на протяжении многих лет задавали бесчисленному количеству учителей истории. И на него нет простых ответов.

В 1967 году один молодой американский учитель попытался показать, а не рассказать это своим ученикам. Его уникальный эксперимент, ныне известный как “Эксперимент Третьей волны”, превратился в захватывающий социальный опыт, который изучается и по сей день.

Он с ужасающей ясностью показал, как любая нация, какой бы цивилизованной она ни была, может быстро поддаться фашистской идеологии. Это заняло у него менее пяти дней.

 

День первый: давайте поиграем в игру

 

Как рассказать молодым и впечатлительным о коварной опасности фашизма? Этот вопрос задал себе в 1967 году 25-летний учитель истории Рон Джонс.

 

Эксперимент "Третьей волны" и уроки фашизма

 

Он рассказывал своим ученикам о зле Холокоста, когда один из учеников задал ему вопрос. Как могло так много нормальных немцев допустить, чтобы произошло столько зла?

Джонс потерялся с ответом, поэтому решил провести эксперимент. Он уже был известен как “крутой” учитель, уважаемый за необычный стиль преподавания. То, что начиналось как игра, быстро превратилось во что-то совсем другое.

Эксперимент начался того, что он написал на классной доске “Сила через дисциплину”. Затем он представил новые правила поведения в классе.

Учащиеся должны сидеть прямо на протяжении всего урока. Задавая вопрос или отвечая на него, им приходилось вставать и говорить предложениями из трех или менее слов. Всякий раз, когда они с ним разговаривали, им приходилось каждый раз использовать предисловие “Мистер Джонс”.

 

Эксперимент начался того, что он написал на классной доске "Сила через дисциплину". Затем он представил новые правила поведения в классе.

 

Джонс планировал сделать эксперимент однодневным, чтобы показать, как легко привить дисциплину. Но даже он был удивлен тем, как быстро ученики приняли его новые правила.

 

День второй: Слава мистеру Джонсу

 

На второй день Джонс был шокирован, обнаружив, что его ученики все еще следуют правилам, установленным накануне. Увидев возможность, неортодоксальный учитель решил расширить свой эксперимент.

Он подошел к доске и добавил: “Сила через сообщество”. Именно тогда он рассказал своим ученикам название своего нового движения и смысл, стоящий за ним. Она называлась “Третья волна” и получила свое название от серферской культуры : серферы всегда выбирают третью волну, которая является самой сильной.

 

Эксперимент начался того, что он написал на классной доске "Сила через дисциплину". Затем он представил новые правила поведения в классе.

 

Затем он научил своих учеников особому приветствию: сложенной в чашечку руке, поднятой рядом с головой и согнутой в локте. Им сказали, что они должны приветствовать друг друга всякий раз, когда видят друг друга, в том числе вне школы.

Затем Джонс поднял ситуацию на ступеньку выше. Каждому ученику давалось особое задание, будь то разработка баннера или вербовка друзей для присоединения к Третьей волне.

Когда одна ученица, Шерри Таусли, бросила вызов своему учителю, спросив, почему они не могут сказать то, что думают, ее сослали в библиотеку. С этого момента туда отправляли всех, не согласных с Джонсом.

 

День третий и четвертый: движение распространяется

 

На третий день к ним начали присоединяться учащиеся со всей школы. Джонс добавил на свою доску “Сила через действие” и посоветовал учащимся активизировать кампанию по набору сторонников, инструктируя их, как воспитывать других.

 

Почему так много простых немцев допустили нацистский захват власти в 1930-х годах и последовавшие за ним зверства?

 

К концу дня под началом Джонса было 200 участников. Он был удивлен тем, насколько серьезно его ученики относятся к нарушению правил. Студенты, которые годами были лучшими друзьями, теперь сообщали друг другу о малейших нарушениях, и в коридорах начали вспыхивать драки.

На четвертый день Джонс понял, что ситуация выходит из-под контроля. Во-первых, он осознал, что обретенная сила начинает кружить ему голову. Ему нравилось, когда более 100 учеников приветствовали его в коридорах. Позже он описал эту силу как опьяняющую.

Именно в этот день Джонс решил завершить свой эксперимент. Он объяснил своим последователям, что его эксперимент был уловкой. Проблема, сказал он им, заключается в том, что демократия по своей сути слаба. Она идеализировала личность, тогда как Третья волна идеализировала сообщество. Его наивные ученики проглотили это.

Он сообщил им, что в пятницу на специальном мероприятии будет объявлен новый кандидат в президенты Третьей волны. Мероприятие должно было транслироваться по телевидению.

 

Фашизм снова на подъеме, и недавние события показали, насколько легко идеологизировать массы.

 

День пятый: Урок

 

Джонс провел более 200 своих учеников в спортивный зал, включил телевизор и ушел. Его ученики ждали несколько минут, но на экране не было ничего.

Через несколько минут Джонс вернулся, извинился и сказал своим студентам, что все это был тщательно продуманный эксперимент, призванный рассказать им об опасностях фашизма. Он показал им, что они не лучше и не хуже немцев, которые согласились с нацизмом.

Маленький эксперимент Джонса затронул не только жизнь его учеников. По нему был снят художественный фильм, театральная постановка, мини-сериал Netflix, и два документальных фильма. Его исследование показывает опасностей тоталитаризма и легкости, с которой цивилизованное общество может рухнуть в фашизм.

 

Маленький эксперимент Джонса затронул не только жизнь его учеников. По нему был снят художественный фильм, театральная постановка, мини-сериал Netflix, и два документальных фильма.

 

Сегодня этот урок, возможно, важнее, чем когда-либо. Фашизм снова на подъеме, и недавние события показали, насколько легко идеологизировать массы.

 

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории