Авиакатастрофа – это не то, о чем хочется думать перед посадкой в самолет. Но, что бы вы ни говорили, это приходит нам в голову. Мы часто задаемся вопросом, какие места в самолете самые безопасные в случае аварийной посадки.
Группа преданных своему делу ученых намеренно разбила Боинг-727. Чтобы проверить места, у которых были наилучшие шансы на выживание.
Эксперимент прошел успешно, а значит, самолет не приземлился, а разбился, как и предполагалось. Это дало ученым много данных для изучения и анализа. Их миссия состояла в том, чтобы превратить эти открытия в знания, которые однажды могут спасти жизни.
Итак, это возвращает нас к страшному вопросу: где вы должны сидеть в самолете? Но сначала немного истории подготовки к этому эксперименту.
Эксперимент по крушению Боинга 727
Одна из самых больших загадок авиакатастроф заключается в том, как некоторые пассажиры остаются живыми, а другие нет. Команда ученых собрала свидетельства из первых рук выживших в авиакатастрофах. И взвесила последствия их выбора. Который, возможно, сыграл важную роль в спасении их жизней.
Где они сидели? В каком положении они находились? Какие решения они приняли в последнюю минуту? Эксперимент хотел изучить конечные результаты этих знаний. И объединить их с информацией, полученной в результате аварийной посадки.
Это был увлекательный эксперимент с сотрудничеством трех стран – США, Великобритании и Германии. Команда экспертов, в которую входили исследователи авиакатастроф, инженеры по динамике аварий, летчики-испытатели, ученые и т.д., в течение четырех лет тщательно планировала, чтобы собрать все воедино.
От аварийных манекенов стоимостью полмиллиона долларов, до специализированных камер. Они кропотливо собрали воедино все возможные объекты, чтобы воссоздать реальный сценарий.
Кто разбил самолет и где?
Самой опасной частью этой миссии было крушение самолета. Это сделала команда бывших летчиков-испытателей США. Их первой задачей было выяснить, где именно врезаться. Команде потребовались месяцы, чтобы исследовать и найти идеальное место.
На высохшем дне озера Лагуна-Салада в Мексике, где местность была плоской, небо обычно было ясным. А цивилизация отсутствовала в радиусе сотен километров. Здесь разбился Боинг 727.
Команда выбрала Мексику, так как США не давали разрешения на проведение эксперимента. Итак, кто разбил самолет? Команда из трех человек в кабине Боинга 727 выполняла самую рискованную работу в этом эксперименте.
Самолет вылетел из аэропорта вместе с экипажем и поднялся на высоту 1800 метров. Самолет-преследователь летел вплотную позади, оставаясь в пределах 50 метров от Boeing 727.
За тридцать минут до зоны удара второй пилот и инженер благополучно спрыгнули с парашютом, оставив капитана одного в кабине. Который снизил самолет до высоты 900 метров и передал дистанционно управление на “самолет-преследователь”. В этот момент он благополучно спрыгнул с парашютом, оставив самолет пустым в ее последнем трагическом полете.
В последнюю минуту самолет был отправлен в быстрое пикирование со скоростью 600 метров в минуту. Тогда как обычно самолеты снижаются медленно со скоростью 180 метров в минуту.
Скорость должна была быть идеальной. Слишком медленно, и самолет просто жестко приземлился бы. Слишком быстро, и самолет может взорваться. Но это была “идеальная авария” для Боинга 727. Он врезался в поверхность пустыни на скорости 225 километров в час с конечной скоростью снижения 450 метров/мин. Он развалился на три части, а кабина оторвалась от остального корпуса.
Какие места в самолете самые безопасные в случае авиакатастрофы?
Эксперимент предоставил много данных о сиденьях, которые могут быть самыми безопасными и с наименьшими шансами на выживание. Изучив расстояние разлета обломков, следователи установили, что кресло 7А было отброшено почти на 150 метров от места разрушения самолета.
Кабина пилота была полностью отброшена от остального корпуса. Носовая часть отломилась и поехала назад. В результате чего несколько передних рядов пострадали наиболее сильно. Поскольку ускорение в двенадцать раз превышало силу тяжести.
Итак, главный вывод заключался в том, что пассажиры возле точки касания самолета, где бы она ни находилась, вероятно, погибнут первыми.
Не бывает двух одинаковых аварий. Выживание будет во многом зависеть от того, какая часть самолета сломается первой. В этом эксперименте ряд 7 и ближе были фатальными.
Ряд-8 и дальше имели шансы получить серьезные травмы при множестве вертикальных ударов, но выжили бы. Однако у пассажиров в задней части самолета, были наилучшие шансы выйти без серьезных травм. Сидя в пределах пяти рядов от любого выхода, у пассажира больше шансов эвакуироваться быстрее.
Один из самых уважаемых расследователей авиакатастроф был первым на борту после аварийной посадки. По его мнению, с точки зрения относительной безопасности передняя часть самолета всегда наиболее уязвима при крушении. Средние сиденья, сиденья над крыльями и задняя часть фюзеляжа всегда лучше.
В этом эксперименте был адаптирован обычный сценарий с сильным ударом, без взрыва самолета. Но показания выживших разнятся, и, в конце концов, все сводится к тому, как именно происходит крушение.
Каковы еще выводы из крушения?
Ученые хотели посмотреть, что произойдет, если очень тяжелые сумки будут помещены на верхнюю полку. Были размещены манекены для краш-тестов с датчиками, которые пытались дать представление о самых безопасных позициях.
Акселерометры были размещены в первом классе, крыльях и конце возле двигателей. Сиденья были отмечены номерами, чтобы проверить, какие из них были наиболее уязвимы для удара.
Когда самолет разбился, он развалился на три части. Хорошим признаком было то, что крышки полок не открывались, обнажая тяжелые сумки. Но также выяснилось, что проводка и знаки оторвались в хаотичном беспорядке и могли помешать процессу эвакуации.
Фиксация при ударе может спасти жизнь. Он спасает пассажиров от опасно летящих обломков, которые могут нанести серьезные травмы. Хотя любые позиции могут привести к травмам, фиксация будет намного безопаснее.
Шасси под крыльями, спроектированное так, чтобы ломаться при столкновении, не пробивая топливные баки, сработало, как и ожидалось. Фюзеляж остался нетронутым для пассажиров, а сиденья остались на месте.
Так что это была хорошая новость для производителей. Будем надеяться, что все данные и идеи, собранные в ходе самой успешной заказной авиакатастрофы, станут сокровищницей новой информации. Которая может быть использована для повышения безопасности авиаперелетов в будущем.