
Кобальт является жизненно важным компонентом почти каждой литий-ионного аккумулятора, производимого сегодня. Это означает, что кобальт используется почти в каждом смартфоне, планшете, ноутбуке и электромобиле. Которыми пользуются миллиарды людей по всему миру.
Кобальт позволяет батареям удерживать максимальный заряд, сохраняя при этом термостабильность. Без кобальта мы бы чаще заряжали свои гаджеты. И в конечном итоге эти батареи могли бы загореться.
В частности, электромобили стимулируют будущий спрос на кобальт. Поскольку для аккумуляторных батарей в каждом электромобиле требуется до десяти килограммов очищенного кобальта. По мере того, как мир переходит от ископаемого топлива к чистой энергии, ожидается, что к 2030 году спрос на минерал вырастет более чем на 300%.
Почти 75% кобальта добывается в Конго
В силу географической случайности в Конго больше запасов кобальта, чем в остальных частях планеты вместе взятых. Кобальтовые рудники Конго расположены в юго-восточной части страны недалеко от границы с Замбией. В районе, называемом Центральноафриканским медным поясом. Старый колониальный шахтерский город Лубумбаши является административным центром добычи полезных ископаемых в Конго.
Китайские компании доминируют в горнодобывающей промышленности региона. Контролируя пятнадцать из девятнадцати крупных концессий по добыче меди и кобальта. Эти концессии огромны – некоторые из них размером с европейский город.
Большая часть производства сосредоточена в городе Колвези. Введите это имя в Google Earth и увеличьте масштаб. Вы увидите гигантские карьеры под открытым небом, поглотившие город. Уровень разрушения окружающей среды поражает.
Добыча кобальта это катастрофа для прав человека и окружающей среды
В Конго сотни тысяч людей добывают кобальт вручную, лопатами, кирками и арматурой. Их называют горняками-кустарями. Кустари добывают 30 или более процентов всего кобальта в Конго.
Эти мужчины, женщины и дети в возрасте от шести лет добывают кобальт в очень опасных условиях. Страдая от токсического загрязнения кобальтовой пылью. Травм от обрушения карьера. И, что хуже всего, они часто бывают погребены заживо при обрушениях туннелей.
В регионе вручную вырыто от десяти до пятнадцати тысяч туннелей, некоторые из них имеют глубину до шестидесяти метров. Горняки прокапывают их в поисках кобальта более высокого качества. Чтобы попытаться заработать больше денег. Ни один из этих тоннелей не имеет опор или средств безопасности.
По мере роста спроса ожидается, что доля Конго в мировом производстве будет только увеличиваться.
За свою изнурительную и опасную работу они получают всего несколько долларов в день. Поставляя важнейший кобальт по цепочке технологическим компаниям. И компаниям, производящим электромобили, стоимостью триллионы.
Что еще хуже, на промышленных шахтах были вырублены миллионы деревьев. И сброшены токсичные загрязняющие вещества и тяжелые металлы в землю, воздух и воду в горнодобывающих провинциях Конго… И все это для того, чтобы мы могли перейти на более экологичные источники энергии. Экологически чистые для всех. Кроме людей в Конго.
Компании наверху цепочки фантазируют об условиях внизу
Все компании, которые продают нам наши гаджеты и электромобили, утверждают, что придерживаются политики нетерпимости к детскому труду. Они утверждают, что права человека всех, кто работает в их цепочках поставок, защищены на всех этапах.
Они даже предполагают, что в их конкретных цепочках поставок нет кобальта, добываемого крестьянами и детьми.
Нет ничего более далекого от правды.
Правда об ужасающих условиях добычи кобальта, рассказанная голосами конголезцев, которые живут, работают и умирают при добыче, потрясает.
Например, каждая грамм кобальта, добытый из-под земли старателями-кустарями, покупается промышленными горнодобывающими компаниями. И смешивается с их продукцией. Так же кустарей поощряют копать почти на каждой промышленной шахте в Конго… А почему бы и нет? Это способ увеличения производства практически без затрат.
Выдумки, распространяемые на вершине кобальтовой цепи, рассеиваются одна за другой.
История повторяется в Сердце Тьмы
Это не первый случай разграбления Конго из-за его ресурсов, в том числе и в отношении автомобилей. В 1885 году немец по имени Бенц разработал автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и деревянными колесами. Пригодными для малых скоростей. В 1888 году шотландец по имени Данлоп изобрел резиновые шины, способные выдерживать более высокие скорости.
Король Бельгии Леопольд только что получил в свои руки весь регион Конго в 1885 году как личную колонию. И так уж получилось, что в Конго был один из самых больших лесов каучуковых деревьев в мире.
Леопольд развернул армию наемников, которая терроризировала и пытала коренное население Конго, чтобы добывать каучук. Что стало одним из самых безжалостных эпизодов рабства в истории. То, как это выглядело, вдохновило на резкое определение колониального ужаса Африки – Сердце тьмы.
В заключении
Спустя столетие мы находимся в разгаре новой автомобильной революции. Перехода от автомобилей, работающих на бензине, к электромобилям. Чтобы помочь достичь целей по обеспечению устойчивости климата.
Конго снова сидит на жизненно важном ресурсе, необходимом для этой второй автомобильной революции. И снова люди и окружающая среда Конго безжалостно грабятся. Это еще одна глава в долгой истории мучений в самом сердце тьмы.