Лувр, награбленное искусство Наполеона

Лувр, награбленное искусство Наполеона

 

Наполеон Бонапарт был не первым и не последним лидером, который воровал искусство с завоеванных территорий. И он не был крупнейшим мародером военного времени (таким был Адольф Гитлер).

Но он и его войска грабили искусство в огромных масштабах. Что они забрали и что стало с награбленным искусством Наполеона?

 

Свобода заслуживает искусства

 

Еще до того, как Наполеон командовал армией, Франция захватывала произведения искусства с оккупированных территорий. В августе 1794 года Национальному конвенту Франции сообщили. Что “Рубенс, Ван Дейк и Крайер направляются в Париж. И вся фламандская школа двигаются, чтобы приехать и украсить наши музеи”.

Антверпен, Брюссель, Льеж, Кельн и другие города были лишены своих сокровищ. Среди других шедевров в состав конвоев в Париж входили “Воздвижение креста” и “Снятие с креста” Рубенса, “Мадонна Брюгге” Микеланджело. Даже мраморные колонны и саркофаг Прозерпины, который считается гробницей Карла Великого, из собора Экс-ла-Шапель.

Французы пытались оправдать кражу произведений искусства не только тем, что военные трофеи принадлежали победителю. Но и тем, что Франция была лучшим местом для таких произведений.

К тому времени Наполеон уже присоединился к грабежу.

 

Свадебный пир в Кане" П. Веронезе 1563 г. разграбленный войсками Наполеона из церкви Сан-Джорджо-Маджоре. В Венеции в 1797 году, хранится в Лувре в Париже

“Свадебный пир в Кане” П. Веронезе 1563 г. разграбленный войсками Наполеона из церкви Сан-Джорджо-Маджоре. В Венеции в 1797 году, хранится в Лувре в Париже.

 

 

Искусство, похищенное Наполеоном из Италии

 

В марте 1796 года Наполеон был назначен командующим французской армией в Италии. Проезжая по Италии, он просил прислать ему “трех или четырех известных художников. Чтобы выбрать, что следует изъять и отправить в Париж”.

В письме из Пьяченцы 9 мая Наполеон сообщил, что отправляет “двадцать картин величайших мастеров, Корреджо и Микеланджело”. 18 мая в Милане, Наполеон пообещал прислать еще двадцать картин.

В список “произведений искусства и науки, отобранных Бонапартом” вошли картины из Милана, Пармы и Пьяченцы. Рафаэля, Рубенса, Луини, Джорджоне, да Винчи, Тициана, Корреджо и других.

Как и в случае с герцогами Пармским и Моденским, Наполеон включил требования в отношении искусства в свое перемирие. Болонское перемирие (июнь 1796 г.) дало Франции “сотню картин, бюстов, ваз и статуй”.

 

Искусство, похищенное Наполеоном из Италии

 

Эти объекты должны были включать в себя “бронзовые бюсты Юния Брута и мраморные бюсты Марка Брута”. Ватикан также был обязан отказаться от 500 ценных рукописей. И оплатить транспортировку конфискованных сокровищ в Париж.

Эти условия были формализованы в Толентинском договоре (февраль 1797 г.). Французские комиссары могли войти в любое здание – общественное, частное или религиозное – и конфисковать произведения искусства.

Верона и другие города перешедшие к французам, тоже были вынуждены отказаться от искусства. К маю 1797 года войска Наполеона были в Венеции. Они сняли крылатого льва с площади Святого Марка и знаменитую четверку лошадей с базилики Святого Марка.

Во время строительства в Париже Триумфальной арки, лошади оказались на ее вершине. Договор Кампо-Формио (1797 г.) требовал, чтобы итальянские города передавали произведения искусства Франции.

Итальянские военные трофеи были выставлены напоказ по улицам Парижа на “Фестивале свободы” 27 – 28 июля 1798 года. Знамя на повозке с Аполлоном Бельведерским гласило: “Греция уступила их, Рим их потерял. Их судьба дважды менялась. Больше она не изменится”.

 

знаменитую четверку лошадей с базилики Святого Марка. При строительстве в Париже Триумфальной арки, лошади были помещены на вершину

 

Древности, украденные из Египта

 

В 1798 году Наполеон отправился с экспедиционным корпусом в Египет. Его сопровождали художники и ученые. Целью которых, среди прочего, было найти артефакты, достойные отправки во Францию.

Эти ученые собрали ряд драгоценных предметов. Самым важным из которых был Розеттский камень. Когда французы потерпели поражение от англичан, французские сокровища были переданы британской армии.

Капитуляция Александрии (август 1801 г.) предусматривала, что крупные предметы старины, в том числе Розеттский камень, должны были быть отправлены в Великобританию.

Предметам меньшего размера было разрешено оставаться во владении французов. Некоторые из них оказались в Лувре.

 

Древности, украденные из Египта

 

Искусство, украденное из Германии и Австрии

 

Одним из советников Наполеона в египетской экспедиции был художник и дипломат Доминик-Виван Денон. В 1802 году Наполеон назначил Денона директором Лувра.

В 1803 году музей был переименован в Музей Наполеона. Денон путешествовал с Grande Armée, чтобы следить за конфискацией произведений искусства на завоеванных территориях. Они продолжались в большом масштабе. Поскольку Наполеон, коронованный императором в 1804 году, хотел сделать Париж самым величественным и красивым городом из когда-либо существовавших.

В 1806-07 годах Наполеон разгромил прусскую армию и продвинулся до самой границы с Россией. Берлину пришлось отказаться от 54 картин; Кюстрин 56; Потсдам 6; Кассель 299; Шверин 209; Варшава 6. Вена потеряла не менее 250 картин только из галереи Бельведер.

Так же были разграблены Зальцбург, Мюнхен, Нюрнберг, Дюссельдорф и Цвайбрюккен. Все произведения не могли поместиться в Лувре. Они украшали Фонтенбло, Компьень и другие королевские резиденции. А также дома имперских сановников. Многие разошлись по провинциальным музеям.

 

Начиная с разграбления в Италии, требования Жозефины нередко приводили к конфискации драгоценностей. И других предметов искусства. Ей привозили целые коллекции

 

Несколько украденных вещей оказались в доме Жозефины в Мальмезоне. Начиная с разграбления в Италии, требования Жозефины нередко приводили к конфискации драгоценностей. И других предметов искусства. Ей привозили целые коллекции. Некоторые произведения она оставляла себе, другие раздавала своим фаворитам, а остальные отправляла в Лувр.

Помимо организованного Наполеоном разграбления, Лувр продолжал получать шедевры, происхождение которых было бы трудно скрыть. Но многие произведения искусства исчезли в частных коллекциях или были проданы для личной выгоды.

 

Искусство украденное из Испании

 

В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на испанский престол своего брата Жозефа. Джозеф основал музей для лучших картин Испании. У испанской знати, остававшейся верной свергнутому королю Фердинанду VII, были конфискованы коллекции произведений искусства.

В 1810 году Севилья была разграблена. Французы захватили около 1000 картин из городских церквей, монастырей и монастырей. Сотни ящиков с драгоценными произведениями искусства были вывезены из Эскориала. Исторической королевской резиденции недалеко от Мадрида.

 

 

Непорочное зачатие" Бартоломе Мурильо, около 1678 года, вывезенное из Севильи в 1810 году. Вернулось в Испанию в 1941 году, находится в музее Прадо, Мадрид

“Непорочное зачатие” Бартоломе Мурильо, около 1678 года, вывезенное из Севильи в 1810 году. Вернулось в Испанию в 1941 году, находится в музее Прадо, Мадрид

 

Возвращение награбленного искусства. Часть 1

 

Наполеон был вынужден отречься от престола в апреле 1814 года. Вскоре после этого владельцы украденных произведений искусства попытались вернуть свою собственность.

Некоторые, в том числе папа Пий VII, обратились напрямую к новому королю Франции. 8 мая Людовик XVIII объявил, что намерен вернуть все произведения искусства.

Однако 4 июня он выступил с речью. Утверждая, что отсутствие положений о реституции произведений искусства в договоре (30 мая 1814 г.), подтверждает право Франции на владение.

“Слава французских армий не запятнана. Памятники их храбрости остаются. Отныне шедевры искусства принадлежат нам на более священных правах, чем права победы.”

Некоторые предметы были возвращены, но в целом, французы неохотно отказывались от своих трофеев.

 

Возвращение награбленного искусства

 

Союзники не хотели слишком сильно давить на Людовика XVIII по этому вопросу. Потому что не хотели сделать его непопулярным среди своих подданных. К январю 1815 года Лувр и Королевская библиотека отказались от очень немногого. Всего 6 картин; 46 мраморных и 52 бронзовых статуй; 461 резной драгоценный камень и несколько рукописей.

 

Возвращение награбленного искусства. Часть 2

 

Процесс возврата украденных произведений искусства остановился с бегством Наполеона с Эльбы. И возвращением на французский престол в марте 1815 года. Однако, переговоры возобновились после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо и его окончательного отречения.

На этот раз настрой союзников был более решительный. Французы пытались внести в новый Парижский договор пункт, гарантирующий неприкосновенность их музеев и библиотек. Союзники отказались принять это положение. Все произведения искусства должны были быть возвращены их первоначальным владельцам.

Пруссия послала солдат вернуть картины и статуи из Лувра и французских дворцов. В сентябре недавно созданное государство Нидерланды направило своих эмиссаров, чтобы вернуть голландское и бельгийское искусство.

 

"Тибр", часть папской коллекции, конфискованной Наполеоном в 1797 году

“Тибр”, часть папской коллекции, конфискованной Наполеоном в 1797 году

 

 

Несмотря на трудности, первоначальный список показал, что союзникам удалось вернуть 5233 произведения искусства. Из которых не менее 2000 были картинами и скульптурами.

После полной инвентаризации, стало ясно, что Лувр потерял:

2065 картин; 130 статуй; 150 барельефов и бюстов; 289 изделий из бронзы; 281 эскизов; 105 ваз из слоновой кости; 75 ваз из драгоценных металлов; 16 этрусских ваз; 37 деревянных скульптур; 471 камей и 1199 эмалей.

Сообщается, что Людовик XVIII, посещая Лувр, чтобы увидеть, что осталось, заметил: “Мы все еще богаты”. Эта точка зрения в целом не разделялась его подданными.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории