Мятеж на броненосце Потемкин

 

Члены экипажа русского линкора «Потемкин» заходят на буксире в гавань Констанца на румынском побережье Черного моря после капитуляции в июле 1905 года. На заднем плане виден линкор, который вскоре опустится в воду, затопленный экипажем, покидающем корабль.

мятежные члены экипажа линкора "Князь Потемкин Тавирческий" заходят в румынский порт Констанца после капитуляции
мятежные члены экипажа линкора “Князь Потемкин Тавирческий” заходят в румынский порт Констанца после капитуляции

 

С начала года Россия пребывает в крайне тревожном состоянии. Это вызвано ее поражениями в русско-японской войне в Маньчжурии. В конце мая российский Балтийский флот, в конце концов, достиг дальневосточной зоны боевых действий.

Однако в ходе Цусимской битву он был уничтожен. Черноморский флот, был уже лишен своих лучших офицеров и солдат. Теперь он боялся, что ему будет приказано последовать на русско-японский фронт.

 

Начало мятежа

 

24 июня с «Потемкина» сняли 40 подозреваемых в мятеже моряков. 27 июня члены экипажа отказались есть борщ с червивым мясом. А затем подумали, что их собираются расстрелять как мятежников. Далее они пришли к офицерам линкора, убив семерых из них, включая капитана, прежде чем отправиться в Одессу.

Там только что было объявлено военное положение из-за столкновений между забастовщиками, полицией и армией. Когда мятежники сошли на берег, противостояние только усилилось.

После обстрела города линкор 30 июня вышел в море, где столкнулся с эскадрой Черноморского флота. Она предпочла не стрелять по нему, вероятно, потому что офицеры опасались, что мятеж может вспыхнуть и на их кораблях. Линкор “Георгий Победоносец ненадолго взбунтовался, но затем офицеры и старшины восстановили контроль.

 

Эскадренный броненосец "Пантелеймон" до 12 октября 1905 года "Князь Потемкин-Таврический", с 13 апреля 1917 года - "Потемкин-Таврический", с 11 мая 1917 года - “Борец за свободу”
эскадренный броненосец “Пантелеймон”. До 12 октября 1905 года “Князь Потемкин-Таврический”. С 13 апреля 1917 года – “Потемкин-Таврический”. С 11 мая 1917 года – “Борец за свободу”.

 

2 июля «Потемкин» прибыл в Констанцу, но румыны отказались пополнить припасы судна. Поэтому броненосцу пришлось вернуться в Феодосию. Там группа моряков, пытаясь захватить угольные баржи для дозаправки, попала в засаду, и 22 из 30 добровольцев вернулись обратно. 8 июля линкор возвращается в Констанцу, где и сдается.

Мятежи и насилие продолжались по всей России, их кульминацией стала всеобщая забастовка в октябре. Она вынудила царя Николая II принять «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

В нем, помимо прочего вводился ряд гражданских прав и свобод. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций, свобода совести. Предоставлялось избирательное право слоям населения, которые раньше им не обладали.

 

манифест 1905 г.

 

Однако, как сказал Троцкий, Николай II дал все и ничего не дал, и восстание вскоре было подавлено. Эпизод с Потемкиным был быстро мифологизирован революционерами.

 

Создание легенды

 

Но его реальное превращение в легенду произошло лишь в 1925 году. Когда 27-летний латвийский режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм “Броненосец Потемкин”. Он сократил историю до пяти эпизодов, охватывающих всего три дня, с 27 по 30 июня. Из них выделяются последовательность «Потёмкинской лестницы». По ней идут ряды сапог, раненная старушка в очках, подпрыгивающая детская коляска, мать, идущая наверх с мертвым ребенком на руках.

 

Броненосец Потемкин, кадры из фильма

 

Что касается реального корабля, то его спасли и переименовали в «Пантелеймон», но в 1919 году во время Гражданской войны белые войска в Севастополе снова затопили его. Большая часть экипажа 1905 года осталась в Румынии.

Некоторые из тех, кто вернулся в Россию, были казнены. В том числе главный мятежник Афанасий Матюшенко, 32 отправились в Аргентину. Последний оставшийся в живых, Иван Бешофф, умер в 1987 году в возрасте 102 лет после того, как много лет владел небольшой сетью закусочных в Дублине.

 

 

Крупнейший частный учебный центр в СПб для моряков и специалистов рабочих профессий. Современные тренажеры и технологии. Помощь в получении удостоверений. Грузовые операции и безопасность на танкерах

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории