Почему советские солдаты в Афганистане предпочитали смерть плену

Любая война страшна и многогранна. В ней — жуткий сплав, который вместил в себя героизм и предательство, мужество и трусость, победы и поражения. А еще боль, кровь и страдания. Советские солдаты в Афганистане предпочитали смерть плену. Вот почему у многих воинов была в запасе граната для себя — на крайний случай.

Ужасы войны в Афганистане

Вслух об ужасах войны

Воспоминания об увиденном и пережитом, о ребятах, отдавших свои жизни в Афгане, до сих пор не отпускают уже поседевших ветеранов. Большинство из них в составе ограниченного контингента молодыми мальчишками попали на афганскую землю. И там впервые они увидели настоящее лицо войны.

Судьбы пленников

«Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в бою», — слова из песни времен Великой Отечественной знали, наверное, все. Но была и другая участь у солдата, когда по разным причинам он оказывался в плену:

Судьбы пленников

  1. Самый страшный вариант — это жестокие пытки и истязания. Казнить в этом случае душманы не торопились. Свидетельства очевидцев об этом говорят честно и сдержанно, без деталей.
  2. Если повезло, шурави (так местные называли советских воинов) могли показательно обменять — вот мол, и моджахеды бывают гуманистами. Но таких случаев было мало.

Гораздо чаще предпринимались попытки сломить волю пленника, заставить отречься от Родины, присяги, семьи и веры. И чтобы «повязать кровью», требовали убивать таких же пленных, советских. Такова была плата за сохранение жизни.

Свидетельства очевидцев

Не все соглашались становиться палачами для своих. Тогда для них душманы устраивали изощренные пытки и издевательства.

По убеждениям афганских моджахедов враг должен мучиться, желательно долго. Это воспринималось как залог пропуска мусульманина после смерти в рай.

Но показательные казни, осуществленные с жестокостью средневековых инквизиторов, служили и для других целей:

  • деморализации противника;
  • устрашения остальных пленных;
  • демонстрации собственного могущества перед местным мирным населением.

Нередко в глумлении над ранеными, попавшими в плен, участвовали не только моджахеды, но и женщины и даже подростки. Очевидцы рассказывали об отпиленных конечностях, отрезанных ушах, выколотых глазах, вспоротых животах… Тогда живые могли завидовать погибшим в бою.

Летчиков душманы привязывали на солнцепеке и разрезали брюшную стенку. Смерть была избавлением от страшных мучений, но приходила она нескоро.

«Красный тюльпан» и бузкаши

Свидетельства очевидцев

Особенно жестокой была казнь, которую по иезуитской логике назвали «красным тюльпаном». Накачанную наркотиками до беспамятства жертву подвешивали за руки и заворачивали кожу кверху, предварительно надрезав ее. Потом этот вывернутый кожаный «чулок» связывали над головой несчастного. Едва действие наркотика ослабевало, человек от болевого шока лишался рассудка и умирал в страшных мучениях.

Радикальные исламисты не видели ничего предосудительного в таком жестоком обращении с пленными. Моджахеды вполне могли устроить себе и другое развлечение: игру под названием «бузкаши». Она в какой-то мере напоминает европейское поло, но участники стараются отобрать у соперника тушу барана.

Только вот в роли трофея было не животное, а живой пленник. К концу дьявольской потехи жертва погибала. Отрубленная голова неверного также могла быть использована как мяч.

Афганская война забрала тысячи жизней молодых бойцов и оставила кровоточащие раны в сердцах их близких. Она навсегда изменила тех, кто выжил, наполнив души горькой памятью о погибших побратимах и болью, которая не проходит.

Из родного дома они уходили мальчишками. На войне — стали мужчинами. Погибшие воины-интернационалисты навсегда остались молодыми. И вечно будут жить в таком коротком и обжигающем слове «память».






Загрузка ...
История России
Закрыть