В древние времена многие государственные образования жили не по законам, а по обрядам и обычаям. Киевская Русь не стала исключением. Наши предки были язычниками до того момента, пока князь Владимир не принял христианство. Свод правил тогда существовал только в устной форме, но в 1016 году появилась Русская Правда. Она стала первым в истории письменным сборником законов. В ней удалось структурировать все существовавшие до этого права и обязанности граждан.
Краткое содержание и главные положения
Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.
Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:
- административных;
- процессуальных;
- правовых;
- уголовных;
- семейных;
- гражданских.
После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».
Историки утверждают, что не только Ярослав был автором Русской правды. В это уникальное собрание законодательных норм вошли также законы его сыновей и князя Владимира. В связи с этим современники публикуют три разных редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.
Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:
- о разделении общества на социальные слои;
- о привилегиях землевладельцев;
- об общих положениях холопов;
- о наследственном праве собственности.
Наиболее поздний вариант — Сокращенная Правда XV века. В нее вошло 50 пунктов, в которых уже отличается убийство неумышленное от кровной мести, а также дифференцируются виды ущербов — слабый и тяжкий.
Источники документа
Смена языческого мышления на христианское привела к необходимости изменения представлений о преступлениях и последующих наказаниях. Однако за основу все же были приняты ранее существовавшие обычаи и обряды. Вместе с ними источниками послужили:
- указы и положения, изданные князем;
- административные документы;
- обычное право восточных славян;
- договоры, заключенные между Русью и Византией;
- судебная княжеская практика;
- византийское право.
Создание в 1016 году Русской правды позволило не только упорядочить массу информации. В то время, когда Русь вынуждена была защищаться от внешних врагов и внутренних разногласий, было просто необходимо написать конкретные правила поведения, а также предусмотреть способы наказания за их несоблюдение.
Значение для истории
Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.
Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.