Советская авиация до Второй мировой войны

Огромная территория Советского Союза, а также превосходство сухопутных войск в структуре его военной машины определили противовоздушную оборону и наземную поддержку как основные задачи авиации. Военно-воздушные силы обязательно взаимодействовали с другими независимыми видами авиации, ПВО и военно-морской авиацией. Быстрое расширение военно-воздушных сил было обусловлено в основном стратегическими амбициями и мобилизационными возможностями режима. И поддерживалось практически неограниченными ресурсами. Военно-воздушные силы накопили обширный опыт. И это значительно повысило их эффективность, начиная с русской революции 1917 года и заканчивая холодной войной конца XX века.

советская авиация

 

Зарождение Советской авиации

Большевистское правительство унаследовало раздробленную царскую авиацию. Прогресс гражданской войны, а также интервенция союзников в России вынудили большевиков организовать Красную армию, включая авиацию. 24 мая 1918 г. было организовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Одновременно формировались регулярные авиационные части Красной Армии.

Военно-воздушные силы совершили 17 377 боевых вылетов во время войны и противостояли примерно 635-770 самолетам противника. Однако боевые действия в воздухе были довольно редкими. Известно только о 131 бое и 20 заявлений о победе. Большая часть усилий приходилась на наземную поддержку, бомбардировки и разведку.

Во время Первой мировой войны авиация приобрела значительный оперативный и организационный опыт. Он включал в себя ценность высокоцентрализованного командования и управления, массовое использование авиации, ценность координации в комбинированных и совместных операциях. Также появились некоторые тактические новшества. Такие как воздушное нападение на крупные кавалерийские соединения и использование авиации в пропаганде.

авиация в гражданской войне

 

Полагаясь на западные разработки в начале, Советы начали строить свои собственные модели. Такие как военно-морской истребитель МК-21 «Рыбка» и истребители-монопланы И-1 и И-2. В течение 1920-х годов возникли два основных конструкторских бюро. Первое во главе с Николаем Поликарповым. Второе возглавил Андрей Туполев. Советы также извлекли выгоду из совместной советско-германской авиационной учебной базы в Липецке. В частности, от производства цельнометаллических монопланов Юнкерс в России.

Первые пятилетки вызвали массовое наращивание советской авиации. В том числе многих самолетов отечественной конструкции. Среди них были маневренные истребители-бипланы, такие как Поликарпов И-15 и И-15 бис. Первый в составе эскадрильи свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси – Поликарпов И-16. Стали появляться различные бомбардировщики, включая Туполев ТБ-7, СБ-2 / СБ-3 и ДБ-3. Однако Советам не удалось создать надежную бомбардировочную авиацию дальнего действия. Установленная советская концепция ведения воздушной войны предусматривала использование авиации преимущественно в операциях непосредственной поддержки и под оперативным контролем командования сухопутных войск.

Военно-воздушные силы Красной армии под командованием Якова Алксниса в 1931-1937 годах превратились в полунезависимую военную службу. Она обладала боевым потенциалом, хорошей подготовкой и логистической инфраструктурой. Простирая свое влияние из европейской части России в Среднюю Азию и Дальний Восток.

выпускники советского летного училища

 

Тем не менее, ВВС Красной Армии продемонстрировали заметные недостатки в нескольких локальных конфликтах. Например, против китайцев в 1929 году и в гражданской войне в Испании в 1936-1939 годах. Напротив, во время воздушных конфликтов 1937-1939 годов с Японией (озеро Хасан, Халкин-Гол) Советы эффективно бросили вызов японскому господству в воздухе. Была оказана существенная поддержка с воздуха в кампаниях на советско-монгольской границе. Однако во время Зимней войны с Финляндией (1939-1940) Красная авиация понесла тяжелые потери из-за негибкости организации, плохой подготовки персонала и нехватки оборудования.

Советские летчики-добровольцы

Советские летчики часто участвовали в зарубежных военных конфликтах без официального участия страны. Отправка советских летчиков-добровольцев на помощь союзникам и революционным силам была регулярной практикой с самого начала существования Советского государства. Это позволило Советам вмешаться в ограниченном масштабе, не рискуя развязыванием широкого конфликта. Это предоставляло возможность для практических испытаний новой тактики и оборудования.

Советские летчики были впервые отправлены на помощь монгольским коммунистам в их войне против белых в июне 1921 года. Тогда Ленин послал отряд из четырех самолетов и экипажей. В октябре 1936 года первые из нескольких сотен советских летчиков-добровольцев прибыли в Испанию с двойной задачей. Им предстояло бороться с националистическими военно-воздушными силами и обучать республиканцев пилотированию советских самолетов.

Советские летчики номинально маскировали свое присутствие, нося испанскую форму и используя псевдонимы. Советские летчики летали в эскадрильях вместе с испанскими и иностранными пилотами-добровольцами. И только незадолго до вывода советских войск в октябре 1938 года, испанские летчики постепенно переходили в командование эскадрильями.

советские лётчики-добровольцы боролись за независимость Китая
советские лётчики-добровольцы боролись за независимость Китая, Ухань 1938 г.

 

В октябре 1937 года Советы снова отправили пилотов-добровольцев, на этот раз для помощи китайскому правительству в борьбе с японцами. Первоначально были отправлены четыре истребительные и две эскадрильи бомбардировщиков. Советские летчики летали в Китай до 1939 года. Несколько советников оставались там вплоть до 1941 года. Хотя количество отправленных экипажей точно неизвестно, 1250 самолетов были отправлены для использования советскими добровольцами и китайскими пилотами. В 1938 году они составляли основу китайской ПВО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории