Напряженная битва за покорение Космоса продолжалась между двумя странами в течение многих лет. И в центре этой битвы была группа бесстрашных учеников средней школы Кеттеринга и их дальновидный учитель Джефф Перри.
Их группа спутникового слежения попала в заголовки газет по всему миру во время космической гонки 1960-х 70-х годов. Когда группе удалось поймать сигналы с советской станции запуска спутников и получить высокую оценку Пентагона.
Используя бывшее в употреблении радиооборудование, бесконечное терпение и массу расчетов, группа подростков-энтузиастов космоса стала одной из самых выдающихся в мире организаций по слежению за спутниками. Помогая раскрыть секреты секретной советской космической программы. Это история Kettering Group.
Занимательная физика
История этой почти забытой главы в истории космоса начинается в октябре 1957 с некоего Джеффри Перри. Учителя физики Кеттерингской гимназии для мальчиков. Перри заинтересовался космосом, когда немецкие ракеты Фау-2 упали около его дома в 1944 году. А также после прочтения произведения Артура Кларка “Космическая Одиссея”.
Понимая, что космическая наука, вероятно, будет фигурировать на экзаменах его студентов в Оксфордском университете, Перри решил узнать об этом предмете как можно больше. Таким образом, когда СССР запустил Спутник-1, первый в мире искусственный спутник, 4 октября 1957, Перри был к этому готов.
Но в то время как большая часть мира рассматривала новый спутник Земли как предвестие советского технологического превосходства, Перри видел в этом способ оживить свои уроки физики.
Особенно для объяснения эффекта Доплера. Названный в честь своего открывателя, эффект относится к изменению частоты волны по отношению к наблюдателю. Движущемуся относительно источника этой волны.
Этот эффект обычно наблюдается, когда вы стоите рядом с транспортом. Высота звука, издаваемого транспортным средством, будет увеличиваться по мере приближения. Когда звуковые волны сжимаются перед ним. А затем уменьшаться по мере его удаления. А волны растягиваются позади него.
Но Перри нашел такие аналогии заученными и скучными. И подумал, что аудиозапись изменения высоты звука радиосигнала спутника могло бы стать более захватывающей иллюстрацией эффекта Доплера в действии.
Неожиданное открытие
По счастливой случайности его знакомый Слейтер оказался заядлым радиолюбителем. И вместе двое мужчин установили коротковолновый приемник в задней части школьной физической лаборатории. Их первый успех пришел 16 мая 1960, когда они перехватили передачи с корабля “Спутник-1”.
Тщательно измерив доплеровский сдвиг сигналов и выполнив базовые тригонометрические измерения, они смогли определить высоту и наклон космического корабля. Что позволило им построить его орбиту вокруг земного шара. Это, в свою очередь, привело к тому, что они раскрыли свою первую космическую тайну.
Через три дня после запуска стало ясно, что сигналы спутника приходят позже, чем обычно. Единственным объяснением было то, что космический корабль увеличил свою высоту. Действительно, навигационная ошибка привела к тому, что “Спутник-1” запускал свои тормозные двигатели в неправильном направлении. Так что вместо того, чтобы опускаться с орбиты, космический корабль перешел на более высокую орбиту.
Воодушевленные этим успехом, Перри продолжал совершенствовать оборудование и методы слежения. Об эффекте Доплера быстро забыли. Часть привлекательности заключалась в крайней секретности советской космической программы.
Чтобы создать имидж технического превосходства, Советы объявляли о запусках только после того, как космический корабль успешно выходил на орбиту. А то немногое, что попадало на Запад, было, как правило, расплывчатым и двусмысленным.
Но благодаря тщательному отслеживанию и дедукции Перри с товарищем смогли раскрыть некоторые секреты. Например, 26 апреля 1962 они обнаружили запуск Космос 4. Первый советский спутник серии Зенит.
Орбитальное отслеживание показало, что спутники этой серии были тщательно рассчитаны, чтобы пролететь над североамериканским континентом утром и вечером. Именно эта последняя подсказка в конечном счете раскрыла тайну спутников. Многие признаки и странности поведения, привели к выводу, что “Зенит” был фотографическим спутником-шпионом.
К 1964 проект стал слишком большим, чтобы Перри и Слейтер могли справиться самостоятельно. Поэтому они обратились к готовому источнику рабочей силы: их собственным ученикам.
Из хобби, которым два учителя занимались в свободное время, проект превратился в организацию, известную как Группа спутникового слежения гимназии Кеттеринга.
Приоткрывая завесу секретности
В первые годы своего существования Kettering Group была довольно скромной компанией. Спутники отслеживались с помощью разношерстной коллекции радиооборудования. Сигналы измерялись с помощью настенных часов. Глобус с круглым куском проволоки служил аналоговым компьютером для расчета орбит. А более сложные расчеты выполнялись с помощью компьютера на ближайшей швейной фабрике.
Тем не менее, несмотря на эти, казалось бы, грубые методы, группа Кеттеринга вскоре стала одной из ведущих мировых организаций по спутниковому отслеживанию. А их опыт востребован правительствами и исследователями по всему миру.
По мере того как группа собирала все больше данных, они начали приоткрывать завесу секретности, окружающую советскую космическую программу. Как вспоминал Перри в интервью 1985 года:
“В первые дни космической программы русские ждали четыре или пять витков, прежде чем объявить о запуске. Но с объявлениями из Кеттеринга… мы знали об этом еще до того, как космический корабль покинул Советский Союз. Мы сообщали Рейтер, Рейтер звонил Москву, и спрашивал ТАСС. А ТАСС отрицал все… Должно быть, им было стыдно”.
Раскрытие Плесецка
Однако триумф группы пришелся на 1966, когда им удалось опередить мировые спецслужбы в раскрытии главного советского секрета. Анализируя орбиту спутника “Космос-112”, запущенного 17 марта 1966, Перри понял, что корабль не мог быть отправлен с космодрома Байконур.
Это указывало на существование второго, доселе неизвестного места запуска, Плесецк. Подтверждение его теории пришло 14 октября с запуском “Космос-129”.
Поначалу информация не привлекла особого внимания. Однако когда отчет был рассмотрен ЦРУ, они потребовали, чтобы вся информация о стартовом комплексе Плесецк была удалена. Поскольку его существование было отмечено как “Совершенно секретно”.
Вскоре команда начала консультировать различные правительственные агентства, включая Пентагон и Королевские ВВС.
Закрытие группы
С увеличением авторитета появились новые возможности, поскольку группа получила в дар различные виды оборудования. Используя новые инструменты, группа становилась все сильнее и сильнее. Получая все более изощренное представление о внутренней работе космических программ разных стран.
Среди многочисленных достижений, они научилась расшифровывать советские голосовые передачи. Что позволило им прослушивать миссии “Союз” и “Салют”. Так, в июне 1971 года они стали первыми жителями Запада, узнавшими, что экипаж корабля “Союз-11” погиб. В результате аварии с разгерметизацией при входе в атмосферу.
Группа внесла важный вклад в глобальную безопасность в 1978, когда обнаружили, что советский спутник вышел из-под контроля и войдет в атмосферу где-то над северной Канадой. Космический корабль вместе с реактором упал на Землю 24 января. Распространив радиоактивный мусор на 600 километров. И спровоцировав масштабную операцию по очистке под кодовым названием “Операция “Утренний свет”.
Джеффри Перри вышел на пенсию в августе 1985 после более чем трех десятилетий самоотверженной службы. А Слейтер последовал за ним два года спустя. С их уходом деятельность по спутниковому слежению в гимназии Кеттеринга подошла к концу.
В 1993 году сама школа закрылась и была передана Институту Трешема. Пока, наконец, не была снесена в 2007. Тем временем Перри продолжал отслеживать спутники в свободное время. И координировать международную деятельность группы до своей смерти в 2000. После чего группа прекратила свое существование.