Великая княжна Елизавета Федоровна: жизнь как подвиг милосердия

Елизавета родилась в знатной семье. Ее отцом был герцог Людовиг Четвертый, а мамой – принцесса Алиса, дочь знаменитой королевы Виктории. Родная сестра Лизы, Алиса, станет супругой последнего русского царя, Николая Второго, Александрой Федоровной.

Воспитание королевских дочерей, по-классически строгое и упорядоченное, устанавливалось матерью и соответствовало традициям старой Англии. Пища и одежда девочек были настолько просты, насколько это возможно. Дети сами поддерживали порядок в своих вещах, комнатах, и даже топили камин. Внимательная мать воспитывала детей по-христиански, стараясь вложить в юные сердца милосердие и любовь к людям, а особенно к тем, кто страдает.

К слову, знатные родители были наилучшим примером для дочерей: большую часть своего имущества они раздали на благотворительность. С самого раннего возраста дети сопровождали мать, когда та посещала приюты, организованные для инвалидов, или госпитали.

Те, кто знал Елизавету с раннего детства, не могли не отметить ее доброту и любовь ко всему живому. Девочка увлекалась цветами, живописью и музыкой. Большое влияние на маленькую Лизу оказала жизнь святой Елизаветы Тюрингенской.

С 1873-го года безоблачная жизнь сменилась трагедиями, происходившими одна за другой: сначала разбился насмерть маленький брат. А через три года вся семья, кроме Елизаветы, заболела дифтеритом. От этой болезни, носившей тогда характер эпидемии, умирает сестра Мария, а после и мама Алиса, ей было всего 35 лет. С этими событиями юная Лиза понимает, что детство закончилось. Несмотря на горе, девочка изо всех сил поддерживала отца. Младшим братьям и сестрам она пыталась заменить мать.

Когда Елизавета подросла, превратившись в привлекательную девушку, к ней начали свататься именитые женихи. Но она всем отказывала. Исключение она сделала только для сына Александра Второго, Сергея. Как оказалось, и Сергей и Елизавета во времена ранней юности, не сговариваясь, дали обет безбрачия. Поэтому, когда они поженились, жили как брат с сестрой: их брак был «белым».

Благодаря своему мужу, особенно, после паломничества на Святую землю, княгиня оставляет свою веру и принимает православие. Это стоило ей ссор с родными, отец не дал благословения, но она все равно решается на этот шаг.

Свадьба Елизаветы и Сергея проходила в России. Там ее 12-ти летняя сестра Алиса (в будущем Александра Федоровна) знакомится с Николаем Александровичем, своим будущим мужем.

В период войны России и Японии княгиня активно занялась помощью солдатам-фронтовикам. Именно благодаря ей все кремлевские залы, за исключением Тронного, были заняты столами для продуктов и вещей, а также швейными машинками для починки одежды. Отсюда солдатам на фронт поступало обмундирование, медицинские препараты, а также Евангелие и иконы, лично от княгини Елизаветы.

Великая княжна организовывает медицинские поезда на собственные деньги. Это была немалая помощь пострадавшим солдатам. Ее стараниями были созданы спецкомитеты, которые финансово помогали вдовам погибших солдат, а также госпиталь для раненых.

Ситуация в государстве обострялась, за ее мужем, князем Сергеем Александровичем, следили эсеры, которые решают его убить. Террористы ждали удобного случая, желая воплотить свои намерения в жизнь.

Эсеры присылали княжне письма. В них они предупреждали Елизавету Федоровну о грядущей опасности и настоятельно советовали держаться от мужа как можно дальше. Княжна же, напротив, с этого момента не желала больше оставлять его одного и всегда старалась сопровождать супруга.

Сергей Александрович был убит в 1905-м году, когда террорист Каляев бросил под ноги князя бомбу. Супруга поспешила к месту происшествия. Она собственноручно собрала останки мужа. В эти трагические минуты она переживала за сестру: писала и отсылала телеграммы, в которых настоятельно просила не ехать на похороны, чтобы не стать жертвами революционеров.

После смерти супруга Елизавета Федоровна более не снимала траурного платья. Свои сбережения, включая драгоценности, она раздала: часть из них пошла в казну, часть досталась родственникам, а оставшиеся средства ушли на создание Марфо-Мариинской обители милосердия.

Убийца Каляев

Через 3 дня после смерти супруга княгиня приезжает в к убийце, который был в тюрьме. Она простила его, и сказала, что ее прощает убитый Сергей Александрович. Она просила Каляева покаяться, но террорист ни о чем не сожалел. Тогда княгиня с надеждой, что покаяние может случиться в будущем, оставила ему Евангелие.

Великая княжна обращалась с просьбой к Николаю Второму не казнить убийцу, но царь отклонил прошение Елизаветы Федоровны.
Через четыре года после смерти супруга, княжна сменяет траур на монашеское одеяние, решив окончательно оставить светский мир. С этого момента Елизавета Федоровна решает всецело посвятить себя и свою жизнь служению бедным и страждущим людям.

Силами Елизаветы Федоровны была построена знаменитая Марфо-Мариинская обитель. Ее быт был организован по всем правилам монашеской жизни, а главной ее целью была помощь страждущим.

Великая княжна учила своих сестер во Христе основам медицины и оказанию помощи, в том числе духовной, больным людям или же тем, кто окончательно опустился. Княгиня твердо верила, что в человеке остается образ Божий, который способен полностью переменить человека и его жизнь.

В обители Елизавета Федоровна вела очень строгую жизнь, не жалея себя. Она отказалась от животной пищи, спала около 3-х часов, да и то, на кровати без матраса; участвовала в богослужениях, принимала письма… Обход больных оканчивался глубоко за полночь. Только тогда Елизавета Федоровна могла позволить себе немного сна.

В обители, организованной княжной, оперировали людей, причем, совершенно бесплатно и брали таких больных, от которых отказывались все остальные врачи. Многим удалось выздороветь.

Елизавета Федоровна регулярно обходила рынок Хитровки, известный тем, что там жили опустившиеся люди. Она пыталась уговорить отдать детей тех родителей, которым они были не нужны, чтобы не дать погибнуть малышам на улице. Ее не пугала грязь, ругань и опасность в любой момент быть убитой или покалеченной.

Княгиня Елизавета организовывала дома для сирот и больных детей, оказывая при этом материальную поддержку всем страждущим.

Когда в 1917-м году ей предложили покинуть границы России, она ответила отрицательно, уверяя, что желает разделить судьбу своей новой родины, и что на все – Божья воля.

Весной 1918-го года княгиню арестовали. Ей дали не более 30 минут на сборы и она едва успела попрощаться со всеми. Все плакали, понимая, что больше никогда не увидят княгиню. Она же утешала их и крестила на прощание.

Когда о случившемся узнал патриарх Тихон, он прилагал все возможные силы, чтобы освободить княжну. Но ему это не удалось. Все, кто имел непосредственное отношение к дому императора были обречены на погибель.

Через несколько месяцев княгиню, ее сестру во Христе Варвару и всех, кто имел отношение к императору, бросили в заброшенную шахту рудника. Погибли несчастные в тяжелых муках от ран, жажды и голода. Но даже там княгиня продолжала утешать страждущих: судя по пальцам ее рук, она и перед смертью крестила кого-то.

В 1992-м году великая княжна Елизавета и монахиня Варвара, которая сознательно пожелала разделить участь княжны, были причислены к лику святых. Вскрытие гробниц показало: мощи сестер были нетленны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории