Китайский шелк всегда был очень известным, и мы часто думаем только о знаменитой ткани, которую производят из мотыльков, известных как Bombyx mori. Этот маленький бледный мотылек. Хотя генетические исследования не смогли точно определить его возраст, вероятно, ему от 4000 до 5000 лет.
Происхождение и древняя история
Он начал свою жизнь от дикого предка, Bombyx mandarina Moore, быстро летающего, хорошо замаскированного насекомого. Известного как вредитель, но производившего прекрасный, тонкий, белый шелк.
Тысячелетия назад фермеры эпохи неолита на востоке Китая разводили его до тех пор, пока он не развил в себе определенные признаки. При этом они создали единственное в мире по-настоящему одомашненное насекомое.
Это также означало, что этому маленькому мотыльку стало очень скучно. Он потерял свой естественный камуфляж, не может летать, рождается слепым и полностью зависит от людей в вопросах питания и спаривания.
Мотыльки развиваются путем полной метаморфозы. Что означает, что личинка совсем не похожа на свою взрослую форму. Сначала из крошечных яиц вылупляются извивающиеся гусеницы. В течение нескольких недель они поедают листья белой шелковицы, своей любимой еды. Пока не превращаются в сочных гусениц длиной около семи сантиметров.
Затем они останавливаются. Они перестают есть и перестают двигаться. В этот момент они выделяют жидкий шелк, который выходит через слюнные железы. Когда шелковая жидкость попадает в воздух, она затвердевает в нить.
В общей сложности каждая гусеница образует непрерывную нить длиной около километра. Эта нить в 1000 раз тоньше человеческого волоса, но при этом обладает невероятной прочностью.
Шелк получается не только из мотыльков
Ученый XVIII века Рене-Антуан Фершо де Реомюр однажды написал: “Природа не ограничивается несколькими примерами, даже самыми уникальными своими творениями”. Шелк был одним из самых необычных творений.
Говорят, что если бы паук был размером с человека, его паутина была бы достаточно прочной, чтобы остановить реактивный лайнер. Пауки, однако, не любят сотрудничать с людьми. Это была вечная проблема.
В последние несколько лет люди ищут способы обойти эту проблему, например, модифицировать бактерии, дрожжи, шелкопряда и даже коз для производства своего рода паучьего шелка.
Шелк во всех его замечательных вариантах – это глобальная история
В более широком смысле, человеческие инновации носят глобальный характер. Там, где существовало животное, производившее шелк, эти нити использовались интересным образом.
В 19 веке было зарегистрировано, что шелка служили вышивкой на платьях народа хауса в Западной и Центральной Африке. Мадагаскарцы издавна изготавливали свои собственные шелковые ткани. Для этой цели использовался шелк моли Borocera madagascariensis.
Были и другие, в том числе мадагаскарский паук-золотой шар. Самка размером с ладонь взрослого человека строит огромную паутину, диски около полутора метров в диаметре. Которые выглядят как чистое золото.
Весной 1221 года Чингисхан занял золотой трон Мерва. Великого и образованного города, который сегодня находится в Туркменистане. Вероятно, Мерв был местом, откуда китайские шелкопряды впервые были вывезены на Запад.
Все его солдаты, мужчины старше 14 лет, которые не были ни врачами, ни священниками, были снабжены доспехами. Предназначенными для того, чтобы они были достаточно легкими, и в то же время достаточно прочными. Одной из причин, по которой им не нужна была кольчуга, было то, что находилось под их кожаными доспехами: рубашка из плотно сплетенного шелка Bombyx mori.
Почему нам следует учиться у природы
Поразительная изобретательность животных, производящих шелк, и их особые, необыкновенные свойства имеют жизненно важное значение для будущего применения.
Шелк – это натуральный, устойчивый, биоразлагаемый ресурс, это правда. Его способность защищать тело давно известна не только как броня, но и в хирургии и для заживления ран. Будучи натуральным животным белком, шелк обладает потенциалом чудесного воздействия на организм человека.
Люди уже сотни лет производят пластик, это также означает, что наука точно понимает, как производить пластик и, следовательно, потенциально, как можно создавать полимеры шелка. Это удачный переход назад к древнему материалу.
Хотя традиционные пластмассы, такие как синтетические полимеры, оказались чрезвычайно полезными, их дальнейшее производство из неэкологичных углеводородов становится все более недобросовестным.
Именно в таком более широком решении проблем ученые, манипулирующие шелком и шелком, видят реальный потенциал будущего шелка. Это актуально, потому что у шелка никогда не было только одного источника. А животных, которые его производят, можно встретить в дикой природе почти на каждом континенте.