Говорят, что сначала мы едим глазами, и, похоже, никто не понимает этого лучше, чем представители японской ресторанной индустрии. От горшочка с густой подливкой, которой поливают идеально приготовленный стейк. До пломбира с начинкой – назовите что угодно, для него сделают пластиковую копию.
Парад пластика
Сампуру, производное от английского слова “сэмпл”, – это не что иное, как вид искусства в Японии. Меню ресторана может быть подобно просмотру художественной выставки поддельной еды. Настолько точной, что она действительно выглядит так соблазнительно, чтобы ее съесть.
Чтобы побороться за клиентов, рестораны прилагают все усилия к оформлению своих витрин. Нанимая лучших мастеров, которые превращают их меню в парад вкусного пластика.
Подача блюд играет огромную роль в том, как мы воспринимаем время приема пищи и рассчитываем, понравится ли нам блюдо. Много работы уходит на изготовление изделий размером с рисовое зернышко. В процессе формования ингредиенты часто измельчаются и соединяются способом, аналогичным реальному приготовлению.
Искусство приготовления фальшивой еды уходит корнями в 1920-е годы. Когда в стране произошла продовольственная революция. И люди из сельских районов Японии устремились в города, чтобы отведать блюда в ресторанах.
Для не знакомых с письменными меню, восковые модели были полезны потенциальным клиентам. Чтобы дать представление о том, какие блюда предлагаются. После Второй мировой войны пришли американцы и европейцы, которые были еще менее знакомы с японскими меню. И в значительной степени полагались на витрины с поддельной едой.
Индустрия иллюзий
Но это не значит, что сампуру – это просто дань туризму. Если вы посмотрите на визуальную эстетику японской кухни, вы заметите, что здесь также уделяется огромное внимание внешнему виду. И считается, что японцы особенно предпочитают сначала “попробовать глазами”.
Пищевая промышленность по производству пластмасс в Японии очень конкурентоспособна. И, по оценкам, ее доходы составляют миллиарды иен в год.
Изготовление копии меню ресторана может стоить до 10 000 долларов. В то время как большая часть японской пластиковой еды производится и продается на единственной улице в Токио. Которая называется улица Каппабаси. В последние годы индустрия ориентируется на зарубежные рынки, такие как Китай и Южная Корея.
Посмотрите это видео, снятое в городе Гудзе, где впервые появилась технология изготовления этих ультрареалистичных образцов блюд. Посмотрите, как мастер готовит…
Увлечение японской фальшивой едой, без сомнения, вышло за рамки кулинарной индустрии. В 1980 году в престижном лондонском музее Виктории и Альберта состоялась выставка пластиковых продуктов питания. Изготовленных самым известным японским производителем – компанией Maizuru.
В самой Японии отдельные кусочки пластиковой еды популярны в качестве сувениров.