Животные пережившие блокаду Ленинграда

Одной из первых жертв блокады Ленинграда была слониха Бетти. Она приехала в город в 1911 году и быстро заняла важная роль в зоопарке. 8 сентября 1941 года – всего за день до начала осады немецкие бомбардировщики атаковали ее загон, в результате чего он рухнул на нее. Оказавшись под обломками, слишком тяжелыми, чтобы двигаться, она провела свои последние минуты, крича в агонии и ужасе. Когда она, наконец, умерла, ее тело было расчленено и похоронено на том же месте, где она провела большую часть своей 50-летней жизни, на протяжении которой видела подъем Советского Союза. Бетти была азиатским слоном и одним из многих животных, содержащихся в Ленинградском зоопарке, которым пришлось пережить то, что сейчас считается одной из самых разрушительных страниц  городской истории.

 

Бетти со своим смотрителем, Ленинградский зоопарк, 1932 год.
Бетти со своим смотрителем, Ленинградский зоопарк, 1932 год.

 

День смерти Бетти ознаменовал мрачное начало того, что стало долгой и сложной историей выживания. Нацисты не только разграбили Ленинград, но и снесли складской комплекс недалеко от Забалканского (ныне Московского) проспекта, в котором хранилась большая часть городских запасов муки и сахара. Дневной рацион хлеба, который уже был урезан после начала война, стал еще меньше. К концу осени взрослые рабочие имели право лишь на 500 граммов хлеба в день, в то время как их детям и старикам приходилось довольствоваться менее чем 250 граммами хлеба. Недостаток муки часто компенсировался опилками и другим несъедобным материалом, и люди всячески старались обогатить свой рацион разнообразными вещами, от нефти и торфа до домашних животных и, в редких случаях, даже человеческого мяса.

 

В свете такого необъяснимого отчаяния тот факт, что ни один обитатель зоопарка не попал в чье-либо меню, вызывает удивление. Во многом это стало возможным благодаря изобретательности смотрителей. Около трети самых редких животных зоопарка – включая пантер, белых медведей и носорогов – были эвакуированы в Казань до того, как Ленинград был полностью окружен. Животные, которых тогда не переместили, остались в городе до конца окружения, и поддерживать их рацион во время последовавшей нехватки продовольствия было сложно. Городской совет выделил им запасы из сена и овощей, которые можно было обманом заставить есть мелких хищников, таких как лисы и стервятники, если они были пропитаны кровью или костным бульоном. Более крупные плотоядные животные, такие как тигры и орлы, были более разборчивы, даже когда надвигался голод.

 

 

Одним из самых сложных существ, о котором нужно было заботиться, был карликовый бегемот по имени Красавица, которого привезли в зоопарк в том же году, что и Бетти, когда она была детенышем. Взрослым бегемотам требуется около 40 килограммов пищи в день и постоянный доступ к воде, чтобы предотвратить обезвоживание. Удивительно, но смотрителям зоопарка удалось не только кормить Красавицу, но и увлажнять ее. Когда зимой 1942 года ее бассейн замерз, одна из работниц зоопарка, взяла на себя задачу вытаскивать каждый день из Невы достаточно воды, чтобы обмывать бегемота губкой. В отличие от Бетти, Красавица пережила осаду, хотя и значительно похудела. Ветеринары назвали бегемота гордостью и радостью блокадного города.

 

бегемот Красавица, Ленинградский зоопарк
бегемот Красавица, Ленинградский зоопарк

 

Хотя данные расходятся, считается, что ленинградские власти не убивали ни одного из своих животных во время блокады, что выделяет ленинградский среди зоопарков других стран и городов во время войны. Зоопарк Антверпена убивал медведей и больших кошек, опасаясь, что они сбегут после немецкого вторжения. По тем же причинам Лондонский зоопарк заранее уничтожил всех ядовитых змей, насекомых и пауков, которые были в его распоряжении. Самым печально известным из всех был зоологический сад Уэно в императорском Токио, который в течение одного года умертвил леопардов, бизонов и заморили голодом слонов. В то время как японское правительство оправдывало эти факты как меры предосторожности против бомбардировок союзников, некоторые историки с тех пор осуждают их мотивы как пропагандистские демонстрации жертв и мученичества в разгар чрезвычайного положения в стране.

 

руины Берлинского зоопарка, 1945 г.
руины Берлинского зоопарка, 1945 г.

 

Во время кризисов зоопарки часто становятся роскошью, и вместо того, чтобы истощать и без того скудные запасы пищи для людей, животных можно разделывать, чтобы добавить к ней . Это происходило часто, и зачастую в условиях, не столь ужасных, как в Ленинграде. После того, как британские ВВС бомбили Берлинский зоопарк, слоны и жирафы покинули свои стойла только для того, чтобы их согнали на улицы, где их убили и подали в столовых. И забоем животных в зоопарках не занимался исключительно голодный пролетариат, когда прусские войска осадили Париж в 1870 году, городская элита разграбила несколько экзотических экспонатов Ботанического сада и впоследствии приготовила их для своих банкетов.

коллектив Ленинградского зоопарка, 1945 г.
коллектив Ленинградского зоопарка, 1945 г.

Как же выжило столько ленинградских животных, и Красавица среди них? Советский литературный критик Лидия Гинзбург, выжившая после блокады, утверждала, что многие выжившие ленинградцы, впоследствии, романтизировали войну, чтобы изгладить более темные и унизительные воспоминания. Немного более реалистичная гипотеза приписывает выживание животных политическим интересам. Среди прочего, обитателей зоопарка можно было пощадить, чтобы угодить детям партийных чиновников, застрявших в городе. Тем не менее, Ленинградский зоопарк стал для жителей символом гордости, доказательством того, что город еще жив и не сломлен.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории