Задолго до появления онейрологии – науки, занимающейся объяснением сновидений, и задолго до того, как Фрейд начал знаменитое толкование снов, древние народы задумывались об их значении.
Поразительной общностью древних культур была вера в то, что сны – это послания. Но от кого… или от чего?
Древние подходы к осуществлению снов
Древние считали, что сны связаны с неким божественным общением. Духи и умершие предки также присутствовали в представлениях древних о снах.
Смысл сновидений заключался в том, чтобы сообщить что-то о прошлом, настоящем или будущем. Это может быть, например, предупреждение или наставление.
Учитывая, что сны очень своеобразны, в них часто отсутствует сюжетная линия или последовательность, многие культуры разработали сложные способы их толкования.
Древние майя относились к толкованию снов настолько серьезно, что разработали сложную систему символов и справочников, облегчающих процесс их объяснения.
Древние египтяне использовали “Книгу снов” для лечение болезней, принятия политических решений и определение времени нападения на врагов.
В древнем тексте “Риг Веда” представлены самые ранние индуистские представления о сновидениях. Где них насилие во сне считалось проявлением злых духов.
В книге Бытие мы узнаем, что способность Иосифа предсказывать будущее по сну фараона позволила Египту избежать катастрофы, связанной с голодом.
Могут ли они быть “просто сном”?
Не все древние мыслители считали сны проводниками божественных пророчеств и сверхъестественных посланий. Например, Аристотель в трактате “О сновидениях” пришел к выводу, что сны – это своего рода побочный эффект пищеварения. Не имеющий никакой цели.
Эпикурейцы, в свою очередь, утверждали, что “сны не имеют ни божественной природы, ни пророческой силы. Но являются результатом воздействия на нас образов”.
Платон нашел некую золотую середину. Он предположил, что одним из источников содержания сновидений может быть божественный. Но при этом допускал, что сны могут быть иллюзорными.
Если задуматься о странности наших снов, то такая позиция представляется вполне разумной. В конце концов, сны – это радикально субъективный опыт.
Я не могу испытать ваши сны, а вы не можете испытать мои. Следовательно, мы не можем вместе исследовать сновидение так, как мы можем, например, исследовать бабочку.
Следует также учитывать, что мы наиболее уязвимы в состоянии сна. Что, возможно, объясняет наличие у древних представлений не только о самом сне, но и о том, как защититься от дурных сновидений. Представители некоторых народов создавали ловушки снов. Их конструкция, напоминающая паутину, ловила плохие сны, но пропускала хорошие.
Сон с открытыми глазами… Что такое кошмар?
С плохими снами связано такое явление, как сонный паралич. В фольклоре Нигерии сонный паралич объясняется появлением демона-женщины, который нападает на спящего во сне. А в бразильской – старухи Пизадейры. Которая по ночам бродит и топчет тех, кто спит с полным животом, выставленным в небо.
Действительно, сны – странные существа. В них мы можем делать то, что невозможно в бодрствующей жизни.
Странные сны служили источником всевозможных изобретений, инноваций и творений. На создание “Франкенштейна” Мэри Шелли вдохновил сон. Как и на классическую песню The Beatles “Yesterday”. Альфреду Расселу Уоллесу, страдавшему от галлюцинаций во время тропической лихорадки, приснилась теория эволюции. А Менделеев увидел во сне возможность систематизации химических элементов.
Является ли жизнь сном?
Сны оказались и удивительно полезным философским приемом. Вспомним, что Платон считал сны иллюзорными, сродни ущербному чувственному восприятию. Декарт, следуя в этом направлении, просит нас подумать, как можно полагаться на чувственное восприятие, чтобы отличить сон от бодрствования.
Задолго до появления Декарта даосский философ Чуань-цзы предлагает нам задуматься о природе изменений и однородности реальности в следующей истории:
Однажды Чжуану приснилось, что он – бабочка, беззаботно порхающая вокруг. И она, конечно, не знала, что она – Чжуан. И когда он внезапно проснулся – вот он, уверенный и безошибочный Чжуан. Но он не был уверен, кто же он. Чжуан, которому приснилась бабочка, или та самая бабочка, которой приснилось, что она Чжуан. Но ведь между ними безусловно есть какое-то различие! Это называется Трансформация вещей.
В заключении
Размышления о снах привели к возникновению некоторых интересных вопросов. Например, почему мы считаем, что жизнь наяву более реальна, чем во сне? Если мы делаем что-то плохое во сне, несем ли мы за это моральную ответственность?
На протяжении тысячелетий мыслители также задавались вопросом о том, что такое сон. А ученые продолжают пытаться выяснить его природу и механизм.
Возможно, притягательность сновидений заключается в том, что несмотря на значительные успехи в развитии технологий, мы до сих пор не можем объяснить причину сновидений более убедительно, чем древние.
И хотя мы спим, чтобы отдохнуть и восстановить силы, наши сны полны жизни.