Георгий Валентинович Плеханов и железный закон истории. Биография и политические взгляды.

Русский эмигрант Георгий Валентинович Плеханов сделал изучение марксизма доступным для революционного движения в России девятнадцатого века. Он родился в 1856 году и происходил из семьи военных, преданных царю. Его отец был суров, но мать поощряла его восхищаться теми, кто боролся за справедливость.

Несмотря на то, что он поступил в Санкт-Петербургское военное училище, Плеханов отказался от запланированной для него армейской карьеры. И под влиянием радикальных модернизаторов России получил техническое образование, чтобы в дальнейшем стать инженером.

Георгий Валентинович Плеханов

 

Будучи молодым человеком, он присоединился к другим интеллектуалам в народническом движении. Которое унаследовало от народников начала 1870-х годов обязательство помогать крестьянству играть предназначенную им роль строителей российского социализма. Но теперь также обращалось к городским рабочим в растущих городских трущобах.

Биограф Плеханова описывал его приверженность подпольной жизни революционера-народника как “обязательство, от которого не может быть возврата”. Он укрывал заговорщиков, разыскиваемых полицией. Практиковался в обращении с кинжалом и спал с револьвером под подушкой.

“В народ”

Моральным лидером народников был благородный анархист, князь Кропоткин. Который, вспоминая волнующие дни народнического движения, сказал: “Сотни и тысячи молодых мужчин и женщин порвали со своим прошлым, со званием, образованием, семейными обычаями. И вдохновленные девизом “В народ”, пошли чтобы жить жизнью беднейших.

Работать бок о бок с ними, чувствовать их страдания и беды”. Их протест требовал переворота в их личной жизни и оставался глубоко личным. Движение никогда не было полностью политизированным, и они не доверяли власти государства.

 

князь Кропоткин А. П.

князь Кропоткин А. П.

Они с фальшивыми паспортами и старой одеждой, купленной с рук, работали на фабриках или нелегально ездили в деревню. Прячась под сиденьями, как любой другой крестьянин без билета. Чтобы они могли добраться и просветить “бедный народ”. Однако крестьяне иногда так боялись их и их лохмотьев, что закрывали двери, и народникам приходилось ночевать на улице.

Кульминация народнического движения пришлась на “безумное лето” 1874 года. Когда более трех тысяч молодых людей были вовлечены в движение. Их миссионерская армия хлынула во все провинции России. Но она закончилась, когда сотни из них были допрошены полицией и заключены в тюрьму. Она не положила начало крестьянскому восстанию или городской революции, и ее поражение углубило разочарование.

Сторонники насилия

Народники начинали как мирное движение. Но поскольку многие популисты верили, что в России время работает против них, а не на них. И что индустриализация в России разрушает традиционный российский сельский социализм.

Некоторые из этих разочарованных идеалистов поддались искушению заявить о необходимости насилия. Чтобы, “дать толчок истории”. Раздираемое стремлением к протесту, народное движение раскололось в 1879 году на небольшую партию “Черный передел” и террористическую “Народную волю”.

 

Черный передел

Черный передел

Плеханов, который еще не отказался от своего популизма, был членом отколовшейся группы “Черный передел” с 1879 по 1882 год. И, несмотря на свою солидарность с революционным активизмом и пропаганду среди фабричных рабочих.

Он дистанцировался от терроризма, который он отверг как стратегию саморазрушения. Мотивы террористов были непонятны крестьянам. Их жестокость оттолкнула многих либеральных реформаторов. И заставила тех, кто и так боялся перемен, еще более горячо обратиться к царю.

 

Народная воля

Народная воля

Враждебная непримиримость террористов деморализовала другие прогрессивные движения. И даже когда успешное убийство давало им временное преимущество, движение продолжало вращаться в политическом вакууме. Поскольку убийцы часто расплачивались своими жизнями или были потеряны для своих коллег за тюремными стенами.

Отказ от популизма в пользу марксизма

Когда эти заговорщики впервые спланировали убийство царя, Плеханов внезапно покинул их встречу. И после того, как им удалось убить Александра II в 1881 году, ничего не изменилось. И террористы обнаружили, как и предвидел Плеханов, что у них не было следующего шага. Плеханов в 1880 году, снова предупредил их, что без создания класса, способного ограничить власть царя своей экономической независимостью, их героизм будет потрачен впустую.

Они могли убивать одного царя за другим, но царизм выживет. Как террористы, так и ностальгирующие популисты, пытались, по его мнению, бросить вызов неумолимым законам экономического и социального развития. Над историей нельзя было насмехаться.

 

Убийство Александра II

Убийство Александра II

Террористам, которые говорили, что историю нужно подтолкнуть. Или народникам, которые верили в уникальную русскую дорогу от деревни к современному социализму, Плеханов ответил, что природа не прыгает. Поэтому он отказался от своего раннего популизма в пользу марксизма. Потому что настаивал на том, что Россия не является особым случаем.

 

На пути к социалистической революции

Манифест Коммунистической партии был впервые переведен на русский язык Бакуниным в 1863 году. И учение Маркса становится все более популярным в России в течение следующих двух десятилетий. Плеханов, опасаясь, что царская полиция подбирается к нему, покинул Россию. И вместе с другими русскими эмигрантами основал в Женеве группу “Освобождение труда”. Первое подлинно марксистское объединение в русском революционном движении.

Взорвать Зимний дворец было недостаточно, сказал он. “Мы должны взорвать наши старые анархические и народнические традиции”. Но капитализм уже пустил корни в России.

Деревенская коммуна, к которой народники были так сентиментально привязаны, зачахнет при соприкосновении с современной экономикой. Долг революционеров-марксистов состоял в том, чтобы увести Россию от крестьянской коммуны через буржуазную революцию к социализму.

 

учение Маркса

 

Эта эволюция была продиктована законами экономического развития, а не интеллектуальной фантазией. И Плеханов утверждал, что именно социализм преобразует Царскую Россию. Идея, которая по своей сути революционна, является своего рода динамитом, который не может заменить никакая другая взрывчатка в мире. Но именно экономические и технологические изменения привели бы этот динамит в действие.

Объединение с Лениным, партия Большевиков

Когда Ленин бежал из сибирской ссылки, он присоединился к Плеханову в Женеве. Но, в отличие от Маркса, он не был готов ждать, пока капиталистический индустриализм подготовит рабочих к социализму. Он верил, что историю в России может продвинуть вперед не одинокий террорист. Но заговорщическая, высокодисциплинированная партия профессиональных революционеров. Возглавляемая не рабочим классом, а интеллектуалами из буржуазии.

 

Ленин и Плеханов

 

В 1903 году Ленин расколол Российскую социал–демократическую партию по этому вопросу. Получив большинство – большевиков, на партийном съезде против меньшинства, или меньшевиков. Плеханов был достаточно увлечен призывом Ленина к непримиримости и дисциплине в среде интеллигенции.

Он поддержал Ленина на этом решающем съезде. Но затем испугался, что этим он, способствовал зарождению немарксистского русского якобинизма. Опасности которого в России он должен был так ясно разоблачить.

Плеханов отказался признать, что переворот в октябре 1917 года был марксистской революцией. Для него это была антимарксистская революция, нарушившая экономические законы истории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
admin/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории