Все началось с первого взгляда, как и во многих любовных историях. Бернар Бурсико был обычным, ничем не примечательным бухгалтером французского посольства в Пекине 1960-х годов.
Ши Пей Пу была кем угодно, только не обычной, восходящей оперной звездой. Которая привела в восторг своего будущего возлюбленного и, возможно, отца ее ребенка после случайной встречи на вечеринке.
Вскоре колеса пришли в движение и они зажили счастливо… пока все не только со скрежетом остановились, но и полностью не сошло с рельсов.
Внезапно в газетах появился заголовок “Китайский шпион притворяется женщиной, дурачит француза”, раскрывающий шокирующую правду. На протяжении десятилетий Бурсико и Пей Пу были шпионами китайского правительства. И Бурсико утверждал, что не только не знал о шпионаже, но и о том факте, что Пей Пу был шпионом-мужчиной.
За прошедшие с тех пор десятилетия многие пытались распутать хитросплетения этого любовного скандала. Как мог Бурсико не понимать, что Пей Пу – мужчина? А как насчет их предполагаемого ребенка? Время, прошедшее с тех пор, сделало их сагу не менее увлекательной.
Медовая ловушк
На самом деле есть термин, обозначающий уловку, в которой оказался Бурсико. Которую многие из нас видели в фильмах об агенте 007. “Медовая ловушк” для соблазнения врага.
Бонд, конечно же, сбросил со своих плеч роковые любовные увлечения. Но Бурсико не был Бондом, и понимание того, кем он был до того, как переехал в Китай, имеет решающее значение. Для понимания того, как он стал такой главной мишенью для ловушки…
Бурсико был провинциальным мальчиком, мечтавшим о джунглях Амазонки. Любитель искусства и кино, он переехал в Париж и решил подать заявление на вакансию в посольстве Франции в Пекине. Это был небольшой авантюризм, но он позволил бы ему воплотить в жизнь свои мечты о путешествиях на экзотической сцене “Востока”. Он немедленно уезжает в Китай.
Он, как будто, был создан для самообмана. Наивный и романтичный. Бросил среднюю школу, но был ненасытным читателем. Он был не очень красноречив, и у него было не так уж много друзей, не говоря уже о любовницах.
Когда он приезжает в Китай в 1964 году, 20-летний парень не знает, что делать со своим окружением. Но он опьянен всем этим – языком, пейзажем, местными жителями.
“Я чувствовал себя так, словно попал на другую планету”, – сказал он позднее. Пекинская опера воплотила в себе всю эту романтику. Открыв мир историй, песен и персонажей, непохожих ни на что, что он знал раньше. Примечательно, что его восходящей звездой был Пей Пу.
Тем временем Пей Пу так и не подтвердил, какова именно его/ее гендерная идентичность. Но, скорее всего, она была изменчивой. В одном из интервью 1988 года Пей Пу объясняет: “Раньше я очаровывал как мужчин, так и женщин. Кем я был и кем были они, не имело значения”.
А в другом говорится: “Я никогда не говорил Бернарду, что я был женщиной. Я только дал понять, что мог бы быть женщиной.”
“М. Баттерфляй”
Личность и пол Пей Пу были неразрывно связаны с его мастерством шоу-бизнеса. Или, по крайней мере, с тем видом творческого самовыражения, который предлагал мир сцены.
Почти всегда женские роли в китайском театре исполняли мужчины. Создавая публичное пространство для изучения и прославления гендерной двусмысленности. “Это было печально, потому что в Китае гомосексуальность принималась неодобрительно”, – позже сказал Пэй Пу.
Когда Бурсико и Пей Пу встречаются, это означает начало новой эры для Китая. Коммунизм Мао Цзэдуна принял и тех, кто жил на задворках общества.
Индивидуальное самовыражение было пропущено через сито пропаганды. Таким образом, когда Бурсико приезжает, он очарован тем, что он считает новой, нейтральной гендерной нормой. Короткие волосы (для мужчин и женщин) в моде. А простой “костюм Мао” – новая униформа страны.
Спустя всего несколько месяцев совместной жизни Пей Пу сообщает Бурсико, что беременна. Новость обрушивается довольно неожиданно. Как раз в тот момент, когда Бурсико увольняют с работы в посольстве. Позже Бурсико вспоминал в интервью, что у них обоих разбиты сердца. И когда он в слезах звонит Пей Пу из аэропорта, та уверяет его, что будет ожидать его возвращения. В конце концов, им нужно будет растить ребенка.
Китайский агент
Бурсико поддерживает контакт с Пей Пу, который сообщает ему, что их четырехлетний сын по имени Ши Ду Ду был отправлен в деревню на границе с СССР. Чтобы уберечь от невзгод Культурной революции.
Фотографии мальчика достаточно, чтобы ответить на его вопросы – маленький “Ду-Ду” так похож на него. Когда Бурсико возвращается в Пекин, политическое напряжение в воздухе становится почти осязаемым. Китай закрывает свои ворота для остального мира.
В последующие годы ему пришлось устроиться на один из самых тяжелых постов во французском посольстве в Монголии. Только чтобы иметь возможность регулярно навещать Пей Пу в Пекине.
К тому моменту китайские официальные лица попросили дипломата регулярно передавать документы из посольства. Используя их отношения с Пей Пу в качестве рычага давления.
Буриско охотно, даже с энтузиазмом, согласился. И в течение следующего десятилетия он спокойно переправлял тысячи документов взад и вперед.
Разоблачение
После десятилетий становится ясно, что у Бурсико и Пей Пу были более платонические отношения, когда он служил в Монголии. Его визиты в Пекин, разрешенные каждые шесть недель, были направлены главным образом на то, чтобы навестить молодого Ду Ду.
Затем, в 1982 году, семья из трех человек наконец приехала в Париж. Сначала все шло гладко – Пей Пу приветствовали как “мисс Ши”. И дали возможность выступать в театре и на французском телевидении. Где становится в некотором роде знаменитостью.
Управление по наблюдению с подозрением относилось к отношениям Буриско и Пей Пу, допросило их и в конечном итоге привлекло их обоих в 1986 году за шпионаж.
Пей Пу сказала, что она понятия не имела, что Бернар передавал документы. Он также казался ошеломленным. Однако настоящий шок наступил, когда назначенный судом медицинский осмотр доказал, что у Пей Пу не только были мужские половые органы. Но и что юный Ду Ду был продан китайскому правительству своей бедной семьей. Чтобы сыграть роль и ребенка Бурсико и Пей Пу.
Оба мужчины получили по шесть лет тюремного заключения. Пей Пу был помилован через год из-за осложнений со здоровьем. Бурсико, все еще находясь за решеткой, предпринял попытку самоубийства.
Шумиха в СМИ была безжалостной, изображая Бернар либо тупоголовым извращенцем, либо хитрым шпионом. Даже когда его защита доказала, что “это дело находится в самом низу лестницы в мире шпионажа”. А многие из “секретных документов” были просто счетами или подробностями о предстоящих театральных постановках.
В 1993 году тщательное расследование “Нью-Йорк таймс” показало, что он отдал всю свою жизнь Пей Пу. “Мадам Баттерфляй” стоил немалых денег, даже если не считать расходов на шпионаж.
Пей Пу, напротив, держался особняком с интервьюерами. Последовательно оправдывая свои действия тем, что он просто позволил увидеть то, что от него хотели увидеть.
Позже появился бродвейский мюзикл “М. Баттерфляй”, об истории Бурсико и Пей Пу.
В заключении
Пей Пу прожил свои дни в качестве оперного певца и преподавателя вокала в Париже до своей смерти в 2009 году. Они с Бурсико иногда общались, но не часто. И последний в конце концов признался, что он бисексуал. Маленький Ши Ду Ду все еще живет в Париже.
Их история больше не принадлежит только им. Она переместилась на Бродвей, даже в Голливуд. Это стало средством выражения роковой силы любви, выживания и лжи. Которую мы иногда говорим себе, чтобы жить.