Имена Ивана Грозного и Малюты Скуратова часто вспоминают вместе — жестокий царь и его личный помощник-опричник, также не отличающийся добрым нравом. О Малюте известно немного: оценка историками его личности и деятельности сильно различались в разное время. Его имя стало нарицательным для обозначения кровожадных, бездушных и беспринципных людей, сам Скуратов стал героям ряда книг и фильмов.
Происхождение и прозвище
О биографии Малюты Скуратова, в особенности о его первых годах жизни, практически ничего не известно: даже дата его рождения неизвестна. Его настоящее имя — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Считается, что он был выходцем из шляхетской среды, из мелкого дворянского рода, долгое время бывшего холопами государей. Его отцом был Лукьян Афанасьевич Бельский.
Существует несколько вариантов возникновения его прозвища «Малюта»:
- От слов «Молю тя».
- От низкого роста опричника.
Прозвище «Скуратов» дословно означает «сын Скурата». Последнее было дано его отцу и означало «вытертая замша» («плохая, некачественная кожа»). Сам Лукьян Бельский, вероятнее всего, принадлежал роду, идущему от Леха Шкурата («Сдирающего кожу»).
Первые годы службы
Первое упоминание о Григории датировано 1567 годом, когда он занял должность главы опричнины во время Ливонского похода.
Примечательно, что распространенное мнение о том, что Григорий Бельский стоял у истоков опричнины и даже создал ее, неверна. Молодой Григорий Скуратов не принадлежал известному роду и не имел влиятельного покровителя при царском дворе, рассчитывать на какую-либо карьеру ему было сложно. Службу он начинал с низов — с чина параклисиарха (приближенного охранителя).
Возвышение произошло позднее, когда Иван Грозный начал повышать опричников. Боясь заговоров и не доверяя приближенным боярам, царь приблизил к себе людей, не связанных с боярским сословием, в том числе Малюту. В то же время начались карательные мероприятия против бояр: опричники совершали налеты на их дома, увозили хозяев на допросы (зачастую они сопровождались пытками и последующей казнью), жен и дочерей забирали на «блуд» царю и приближенным. Земли возвращались царю.
В 1569 году Скуратов получил должность главы сыскного ведомства: вел дознания с применением пыток, подписывал приказы о казни. После этого имущество казненного переходило к главе сыска, что ставит под сомнения реальные причины казни некоторых бояр.
«Громкие» дела
Биография и исторический портрет Малюты Скуратова обросли большим количеством мифов. Например, многие иностранцы, принявшие участие в карательных экспедициях с опричниками, нередко в воспоминаниях ставили Григория Бельского слишком высоко, приписывали ему несуществующие «заслуги».
Среди самых крупных дел опричника значатся:
- 1567 год — первое дело Скуратова, в котором он проявил себя. Во время Ливонской войны боярин Федоров-Челядин был обвинен в сговоре с поляками. Опричник тогда замучил почти 40 дворовых, чтобы получить информацию, и царь, заметив его, сделал приближенным.
- В 1568 году Иван Грозный сослал в Отроч монастырь в Твери митрополита Филиппа, который обличал злодейства монарха. На следующий год, проезжая мимо, царь пытался получить благословение у узника. После получения отказа Скуратов задушил Филиппа. Некоторые историки считают, что Малюта совершил убийство по своему желанию, однако сложно представить, что опричник решился бы на убийство видного деятеля без одобрения царя.
- В 1569 произошел арест двоюродного брата монарха, князя Старицкого Владимира Андреевича. Старицкий был претендентом на трон, многие недовольные бояре тайно поддерживали его, и Иван IV опасался измены, хотя прямых доказательств не было найдено. Когда главой сыска стал Скуратов, дело сдвинулось с мертвой точки. Царский повар Молява признался, что Владимир Андреевич приказал ему отравить государя, у него же был найден некий порошок, объявленный ядом. Сам Молява до окончания процесса не дожил, Старицкий с большей частью семьи был казнен.
- В конце того же 1569 была получена записка, что новгородцы и псковичи собираются передать города литовскому королю, а русского царя извести. В начале 1570 года была организована карательная экспедиция на Новгород, после чего последовали карательные мероприятия, которые проводились с невероятной жестокостью. Погибли почти 1,5 тысячи человек, причем расследования даже не проводились — достаточно было доноса и имени.
После новгородского погрома были проведены расследования против руководителей опричнины — Алексея и Федора Басмановых, Афанасия Вяземского и других. Они были обвинены в высказываниях против новгородского погрома и предупреждении виновных. Казнь начал Малюта, отрезавший на эшафоте ухо Ивану Висковатому, руководителю Посольского приказа.
После опричнины
К 1570 году опричнина насчитывала более 6 тысяч человек, в основном в нее вступали жестокие, безжалостные люди. По воспоминаниям немецкого наемника, они мучали и убивали даже без приказа государя, в основном тех, у кого были деньги, которые после могли забрать. Опричные войска превратились в значимую военную силу, которая угрожала самому царю.
Весной 1571 года произошло разорительное нападение крымского хана Давлет-Гирея на Русь, во время которого Москва была сожжена. Это событие показало всю слабость опричнины, ее неспособность противостоять внешнему врагу. По приказу царя Скуратовым было проведено расследование, в результате которого были казнены князь Михаил Черкасский (глава опричной Думы) и 3 воеводы.
В 1572 году опричнина была распущена, само слово запрещено к употреблению. Малюта был переведен на другую должность: он проводил важные переговоры с Литвой и Крымом.
В 1572 году в Ливонской войне бывший опричник был назначен дворовым воеводой в походе против шведов. Он проявил себя как отважный военный.
1 января 1573 года Малюта Скуратов лично возглавил штурм крепости Вейсенштейн (ныне Пайде, Эстония), где получил смертельное ранение. После его смерти Иван Грозный внес вклад в 150 рублей на его поминовение — больше, чем дал на жену Марфу или брата Юрия. Семья продолжала пользоваться милостями государя, а вдова получала пожизненную пенсию.
Родство с Грозным
Малюта Скуратов не был простым и бездумным исполнителем царской воли. Иван IV высоко ценил его как верного слугу. Третья жена царя, дочь дворянина из Коломны Марфа Собакина, приходилась Малюте дальней родственницей, свахами были жена и дочь опричника. Он сам должен был быть дружкой на свадьбе. Согласие монарха породниться с опричником стало самым ценным вознаграждением для него. Но невеста умерла всего через 2 недели после свадьбы из-за начавшейся еще до венчания болезни. Царь был уверен, что ее отравили.
О детях Скуратова известно немного:
- Сын Максим умер в молодом возрасте.
- Старшая дочь была выдана замуж за Ивана Глинского, двоюродного брата Грозного.
- Средняя Мария стала женой Бориса Годунова, позже она стал царицей.
- Екатерину обвенчали с братом Василия Шуйского Дмитрием Ивановичем. После смерти брата Дмитрий рассматривался в качестве наследника, и Екатерина тоже могла стать царицей.
Еще одна дочь опричника была выдана за князя татарского происхождения, но оба супруга умерли молодыми.
Малюта Скуратов считался одним из самых жестоких и кровожадных опричников своего времени, преданно и точно исполняющим волю Ивана Грозного. В его биографию вплелось огромное количество мифов и преувеличений, из-за чего сегодня узнать истину практически невозможно. Вопреки распространенному мнению, он не был создателем опричного войска, а поднимался с низов.