Соперничество двух могущественных держав — СССР и США — было практически во всех сферах. Запуск первого спутника Земли и полёт Гагарина считались не только великими достижениями, но и победой советской науки. Американцы делали всё возможное, чтобы первым человеком в открытом космосе стал гражданин их страны. Но это сделал русский — Алексей Леонов.
Время первых
Запуск искусственного спутника Земли произошёл в 1957 году, и всего через четыре года человек смог облететь планету! Теперь нужно было разработать технологии, оборудование и методы, которые позволяли бы космонавту длительное время находиться на орбите и в случае необходимости выйти из корабля и выполнить, например, ремонтные работы.
Подготовка к ответственному заданию
Отряд космонавтов в те годы был немногочисленным — всего 20 человек. В него отбирались лучшие из лучших. В центре подготовки они проходили теоретическую, физическую и практическую подготовку. Выполнение действий во время полёта отрабатывалось до автоматизма на самых разных тренажёрах, макетах и даже самолётах: для получения двух минут невесомости он должен был лететь по параболе.
Слаженные действия экипажа во многом зависят от психологической совместимости людей, поэтому подбору кандидатур уделялось большое внимание. Сформировался тандем:
- Командир корабля — полковник Беляев. Этот хладнокровный, выдержанный офицер был способен принимать решения в сложных ситуациях практически мгновенно.
- Второй пилот — подполковник Алексей Леонов. Горячий и стремительный, он к тому же был отважным человеком. Именно ему было поручено выполнить задачу по первому выходу в открытый космос.
Конечно, нужен был сильный и тренированный человек, но такая работа была по плечу только очень храброму и смелому. Стоит отметить, что прогнозы для рискнувшего покинуть корабль в те годы звучали самые разные, вплоть до перспективы «прижариться» к обшивке и погибнуть.
Способы защиты
Ещё к первому, гагаринскому полёту был разработан скафандр. Но для новой задачи, стоящей перед экипажем, он был недостаточно надёжен. Чтобы первый человек, вышедший в открытый космос, был максимально защищён, конструкторы провели значительную доработку:
- добавили ещё один герметичный слой;
- снабдили ранцем, в котором поместили систему жизнеобеспечения;
- чтобы увеличить способность отражать свет, оранжевый цвет заменили белым.
Ценой этих преобразований стало увеличение веса. В таком облачении было трудно передвигаться. Даже чтобы сжать пальцы, космонавт должен был прилагать усилие почти 25 кг. Именно поэтому физическая подготовка и выносливость были так важны.
Чтобы у человека не начала развиваться декомпрессионная болезнь, в скафандре должно поддерживаться давление 400 гПа, минимальное снижение допускалось до 270 гПа. Однако уменьшать давление можно было только в исключительном случае и на короткий срок.
В условиях космоса поверхность усовершенствованного скафандра на солнце нагревалась до 60, а в тени остывала до ста градусов со знаком минус. Но внутри температура была комфортной для человека.
«Алмаз-2» в открытом космосе
Дата, когда стартовал «Восток-2» с космодрома «Байконур», открыла новую страницу в истории освоения космоса —18 марта 1965 года. На борту — всего два члена экипажа. Для выхода в космос предусматривалась надувная шлюзовая камера из трёх герметичных частей. Её установили вместо одного из иллюминаторов.
К началу эксперимента первый и второй «Алмазы» (такими были позывные экипажа) были в одинаковых скафандрах. Один экипировался для выхода в безвоздушное пространство, другой должен был наблюдать за товарищем из корабля, отслеживать телеметрические показания, поддерживать телефонную связь и быть готовым прийти на помощь, если таковая понадобится.
Леонову предстояло впервые в истории космонавтики покинуть корабль и отдалиться от шлюза: первый раз всего на метр и четыре — на всю длину фала. Эта «пуповина» имела длину 5,35 метра и состояла из стального троса и электрических проводов, крепилась к скафандру и кораблю. Для космонавта это единственная связь и шанс, позволяющий вернуться на «Восход-2».
Пульс участился до 160 ударов в минуту, давление в скафандре повысилось, начала повышаться температура. Космонавт продолжал работу.
Все события фиксировались. Происходящее снимал на кинокамеру сам Леонов, также работали камеры, установленные на борту. Телевизионная система тут же передавала изображение на Землю.
Советский космонавт смог совершить подвиг первопроходца — это был Алексей Леонов. Выход в открытый космос длился 12 минут и 9 секунд. Выполнение необычайно важного эксперимента заняло меньше получаса — 23 минуты и 41 секунду. На семнадцатом витке вокруг земного шара планировалось возвращение «Востока-2» на Землю.
Непредвиденные осложнения
В Центре подготовки космонавтов большое внимание уделялось всевозможным нештатным ситуациям, которые могли возникнуть во время полёта, и вариантам их преодоления. Впоследствии оказалось, что всё предусмотреть невозможно:
- Корабль-дублёр, совершавший полёт без экипажа, погиб. По ошибке он получил команду на самоуничтожение. Не все системы борта прошли проверку.
- Всего за день до запланированного старта во время проверки шлюзовой камеры на герметичность произошла авария: камера упала и вышла из строя, получив повреждения. Пришлось в срочном порядке устанавливать другую, которая использовалась во время подготовки — на свой страх и риск. Третьей попросту не было.
- Защиту глаз космонавта от солнечных лучей обеспечивал светофильтр. Он нагревался, а так как он был внутри шлема, по лицу Леонова струился пот. Впоследствии фильтры стали устанавливать на внешней поверхности.
- Во время пребывания в открытом космосе скафандр стал раздуваться, что затрудняло работу.
- Возвращаться на корабль оказалось непросто. Протиснуться в люк шлюзовой камеры новые габариты не позволяли, а проделать это нужно было ногами вперёд. После нескольких неудачных попыток первый советский космонавт, вышедший в открытый космос, решил стравить воздух до минимума и протискиваться в люк головой вперёд, помогая себе руками. Правда, потом нужно было «перекувыркнуться», потому что в кабину иначе не войти из-за особенностей конструкции. При этом диаметр шлюза был всего метр, а скафандр имел 68 сантиметров на уровне плечевого пояса.
- На 17 витке, когда планировался выход с орбиты, подвела автоматика: не включилась система ориентации на Солнце. Командиру пришлось ориентировать «Восход-2» вручную, самостоятельно включать тормозные двигатели. При этом у Беляева не было возможности визуально контролировать ситуацию через иллюминатор.
Последнее испытание
Оно настигло Беляева и Леонова уже не в космосе. Приземление произошло далеко от запланированного места: вместо казахской степи космонавты оказались посреди заснеженного дикого леса за 30 километров от Березников, небольшого города в Пермской области.
Рассчитывать на то, что удастся быстро отсюда выбраться, не стоило. Поэтому нужно было что-то предпринимать самостоятельно. Позже Алексей Леонов рассказывал, что из-за пота в его скафандре было много влаги, почти шесть литров. Сняли с себя всё, одежду отжали, а из скафандра убрали жёсткие элементы. Потом то, что осталось, надели и обмотались стропами. Благодаря девяти слоям алюминизированной фольги и дедерону удалось не замёрзнуть.
Благодаря яркому парашюту, повисшему на ветвях, место приземления с воздуха обнаружили довольно быстро, но вот спасатели добрались до него только на следующий день. Быстро развели костёр и соорудили домик. Космонавты смогли даже обмыться, да и настроение существенно улучшилось: несмотря на то, что нужно ещё одну ночь провести в лесу, они уже не одни. На следующий день они на лыжах отправились к ожидавшему их вертолёту.
Тогда многое происходило в первый раз: у космонавтов, конструкторов и учёных просто не было опыта. Но это не останавливало отважных испытателей. Благодаря их самоотверженности началась удивительная эпоха освоения космических просторов, расширившая возможности человечества в самых разных областях — от военных разработок до спутниковой связи.