Когда в феврале 2022 Россия начала “СВО” на Украине, ее наступление возглавляли танки Т-72 и Т-80. В основном из запасов времен холодной войны советского производства. Хотя оба внешне похожи, Т-80 был построен на инновационном двигателе, который оказался проблематичным и дорогим.
Теперь обе стороны используют эти стареющие, проблемные танки.
История Т-80
В середине 1960-х годов в Советском Союзе было принято решение создать новое, радикальное поколение технически совершенных боевых танков. Которые были легче своих зарубежных современников. И могли вести боевые действия с экипажем из трех человек. А не с обычными четырьмя.
Это началось в 1964 году с 38-тонного Т-64. Который, помимо прочего, отличался компактным расположением двигателя; автоматической 125-мм пушкой. Которая могла стрелять снарядами или противотанковыми ракетами. Цельностальные катки меньшего размера вместо подвески с большими колесами. Которая достигла своего практического предела в Т-62. Композитная броня из слоев стали и керамического компаунда.
Произведенный в Харькове, Т-64 демонстрировал тревожную разницу между впечатляющим прототипом и серийной моделью, полной проблем. Наиболее известной из которых была склонность его автомата заряжания “съедать” левую руку невнимательных стрелков внутри тесной башни.
Еще один недостаток заключался в том, где должны были храниться снаряды. Сразу за кольцом крепления башни, но внутри боевого отделения. Что было бы смертельно для экипажа в случае попадания.
В период с 1964 по 1987 год было построено всего 13 108 Т-64. По сравнению с 22 096, построенными в Нижнем Тагиле в период с 1973 по 1990 год Т-72. Что является более простым, но более надежным шагом назад, производство которого стоило на 40% меньше, чем Т-64.
Хотя со времен Второй мировой войны в советских танках преобладали дизельные двигатели, в 1976 году СССР представил образец с газотурбинным двигателем SG1000. Но в остальном аналогичную конфигурации Т-64 и Т-72.
Перспектива создания трех ведущих танков, похожих по базовой конфигурации, но отличающихся друг от друга под обшивкой, представляла собой потенциальный кошмар для советской армии. И Т-80 время от времени становился мишенью для всех старших офицеров. Выступавших против его принятия на вооружение.
В ноябре 1975 года министр обороны Гречко заблокировал его принятие. Но пять месяцев спустя его преемник Дмитрий Устинов одобрил его. Первые 30 машин сошли с конвейера в Омске к концу 1976 года.
Самый быстрый танк СССР
В 1978 году Т-80Б называли “танком Ла-Манша”. Потому что в сценариях военных игр предполагалось, что они достигнут Ла-Манша за пять дней.
Хотя его газотурбинный двигатель сделал Т-80 первым танком, способным развивать скорость более 70 км/ч, он был легким и мог быстро прогреваться даже в разгар зимы. Он был дорогим, потреблял топливо с пугающей скоростью. И был гораздо более уязвимым к грязи и пыли, чем дизели.
Вдобавок ко всему, каждый Т-80 стоил 3 миллиона долларов, что в 3,5 раза превышает стоимость Т-64А.
Уравновешиванием всех доводов в пользу списания Т-80 как ошибки из лучших побуждений, были экономические последствия закрытия заводов и сокращения рабочих. Таким образом, продолжалось относительное сокращение производства, а также ряд попыток улучшить модель.
В 1991 году в Харькове, который считался главным советским танковым заводом, было построено 800 Т-80УД. Производство Т-80У на Ленинградском Кировском заводе прекратилось в 1990 году, незадолго до распада СССР.
А последние Т-80Б были выпущены на заводе “Трансмаш” в Омске в 2001 году. В результате чего их общее количество достигло 7066 единиц.
Среди усовершенствований Т-80 был Т-80БВ с динамической защитой “Контакт-1”. На Т-80У установлены обновленная система контроля за огнем 1А45 и управляемый ракетный комплекс 9К119 “Рефлекс”. В Т-80УД турбина была заменена на дизель.
Мрачный дебют в Украине
Боевой дебют Т-80 в Первой чеченской войне был крайне неудачным. Большое количество танков стало жертвой многочисленных атак гранатометами РПГ-7В и РПГ-18.
По большей части это было связано не столько с танками, сколько с тем, насколько плохо их экипажи были обучены действиям в условиях городской застройки. Боевому искусству, серьезно не практиковавшемуся с пор взятия Берлина в 1945.
Одной из универсальных проблем Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 было относительно ограниченное движение основных орудий вверх и вниз. Что было серьезным недостатком в городских боях.
Из-за достаточно неудачного применения в Чечне, а также из-за стоимости, Т-80 не участвовали во Второй чеченской войне; российско-грузинском конфликте 2008 года; или на Украине в 2014.
Однако в 2022 году сильный износ Т-72 и Т-90 вынудил бросить в бой запасы Т-80. Практически по тем же причинам, что и их товарищи по конюшне они тоже понесли тяжелые потери.
К августу хроника из открытых источников сообщала, что общие потери российских Т-80 составили 178. Хотя не все они были уничтожены. Трофейные Т-80 использовалиcь против бывших владельцев.
В любом случае, обе армии сталкиваются с трудностями в поединках с Т-80. История которых может претендовать на одну из самых жалких историй с самого начала и до последних поставок среди всех когда-либо созданных танков.