Советский ученый Трофим Лысенко принес гибель миллионам людей. Основываясь на своих совершенно нелогичных представлениях о поведении растений.
Первым руководителям Советского Союза ничто не казалось невозможным. Они свергли свой старый порядок и отразили объединенные армии великих мировых держав в Гражданской войне.
Они считали, что следующим логическим шагом было завоевание научного мира. Вот тут на сцену входит Трофим Лысенко.
Лысенко был некомпетентным агрономом, пользовавшимся таким же ложным уважением среди советских руководителей. Как и его научные убеждения. Во-первых, он не очень верил в генетику. Вместо этого Лысенко считал, что семена можно “обучить” или научить непосредственно реагировать на раздражители в окружающей их среде.
Будучи главой советского сельского хозяйства, Лысенко рассказывал невероятные истории. О том, как его псевдонаука может производить всевозможные сельскохозяйственные культуры в России. И советские лидеры, стремящиеся сделать свою страну лидером в науке, поддержали его.
За этим последовала причудливая серия сельскохозяйственных экспериментов. Которые в конечном итоге закончились катастрофой. Голодом и гибелью, по некоторым оценкам, до 7 миллионов человек.
Советы принимают идеи Трофима Лысенко
Крестьянское происхождение Трофима Лысенко, любовь к фольклору и бессистемный подход к науке сделали его любимцем Коммунистической партии. Которая провозгласила его героем русского рабочего класса.
Гражданская война в России подошла к концу в 1920 году, результатом ее стала гибель миллионов людей. А сельская местность молодого Советского Союза была оголена мародерскими армиями. Четыре года спустя Владимир Ленин умер, и Иосиф Сталин стал фактическим диктатором страны.
Однако Сталин унаследовал отчаянно голодную и слаборазвитую страну. Осматривая истерзанную войной землю, Сталин решил. Поскольку предыдущие века не перенесли российское сельское хозяйство в 20-й век, его задача перетащить его туда.
Одним из его самых преданных последователей был Трофим Денисович Лысенко. Человек, который считал, что советский коммунизм может достичь всего. Он вырос в бедности на территории современной Украины, поэтому был хорошо знаком с голодом.
Но в результате такого воспитания он стал рассматривать пищу и ее отсутствие как врагов, которых нужно побеждать.
Победа над природой
Посвятив себя науке, Лысенко стал агрономом в 1925 году. И вскоре был направлен на удаленную исследовательскую станцию в Азербайджане. Но, несмотря на свою степень, Лысенко имел поистине причудливые идеи о науке.
Во-первых, он считал, что растения и семена можно научить следовать социалистическим организационным принципам. Его теория, которая в конечном итоге получила название лысенковщина, гласила. Что культуры можно обучить приспособиться и давать огромные урожаи почти из воздуха.
Согласно тому, что он назвал “законом жизни видов”, семена не будут конкурировать друг с другом. А скорее будут сотрудничать друг с другом почти разумным образом – как люди.
Применяя марксистский принцип материализма, в котором условия, окружающие человека, диктуют его поведение и реакцию. Лысенко полагал, что растения и животных тоже могут быть изменены на благо необходимости.
В 1927 году теории Лысенко, казалось, были подтверждены. Когда урожай гороха, который он посадил зимой перед тем, как дать начало зеленой жизни. Он думал, что это доказывает, что он научил горох расти даже в межсезонье, просто выставив его на холод.
Затем последовала яркая статья в газете “Правда”. В которой восхвалялись его достижения в “озеленении бесплодных полей Закавказья зимой”.
Лысенковщина становится официальной идеологией
То, что “открыл” Лысенко, на самом деле было хорошо известным процессом. В котором из-за сильного холода семена зацвели. Русские крестьяне, да и вообще фермеры со всего мира, делали это веками. Но Лысенко утверждал, что заново изобрел эту идею. И с гордостью продвигал ее как то, что он называл “яровизацией”. Он громко заявил о своем “успехе”.
Но в чем Лысенко по-настоящему обрек Россию, заявив, что результаты его работы – цветущий зимой овощ. И что это запомнится растению и передастся его потомкам.
Эта идея уже существовала, она была названа “мягкой наследственностью”. Или ламаркизмом по имени французского зоолога Жана-Батиста Ламарка. Теория утверждала, что черты, приобретенные растением или животным при жизни, могут передаваться его потомству.
Но по логике ламаркизма или яровизации, человек, сломавший ногу при жизни, мог передать своему ребенку черту сломанной ноги. Генетики не соглашались с идеями ламаркизма или яровизации.
Несмотря на то, что у Лысенко крайне не хватало научных знаний и методов, а его теории ошибочны. Он оказался в голодной России, в нужном месте, в нужное время.
В 1928 году Сталин инициировал коллективизацию всех хозяйств Советского Союза. Вынудив крестьян по всей стране вступить в колхозы, находящиеся под контролем государства. Что было равносильно захвату традиционного российского сельского хозяйства. Результат был катастрофическим. Урожай был уничтожен, жизнеспособная земля была потеряна, и голод охватил страну.
Сталин отчаянно нуждался в чудесном решении. Поэтому, когда он получил известие об отважном молодом ученом по имени Трофим Лысенко, он приказал ему распространить свои идеи среди выживающих колхозов.
Лысенко пообещал превратить всю Россию в суперферму, производящую неестественно обильную продукцию. Это была музыка для ушей Сталина, но похоронный звон для миллионов.
Как наука была раздавлена лысенковщиной
Объединение крестьянских хозяйств в стране само по себе было катастрофой. Но добавление к этой смеси опасной лженауки Трофима Лысенко только усугубило кризис. Его решение подвергнуть семена разным температурам, плотно упаковать их вместе на полях. И запретить использование пестицидов и удобрений привело к рекордным неурожаям.
Особенно рискованными были его методы, такие как скобление семян наждачной бумагой. Или обработка их кислотой, которая ослабляла их, делая любые проросшие растения недостаточно жизнеустойчивыми. И потенциально опасными для употребления в пищу.
Политика Сталина привела к тому, что сейчас известно как Голодомор. Термин, который в общих чертах интерпретируется как “голодная чума”. От голода умерло от 7 до 10 миллионов человек, пока Лысенко курировал фермы страны. И кошмарные истории о каннибализме вскоре распространились по стране.
К 1932 году в России смерть от голода, недоедания и связанных с голодом болезней была повсеместной. Что трупы, лежащие на улицах, были обычным явлением.
Несмотря на то, что его идеи усугубили один из самых разрушительных в истории голод. Популярность Лысенко росла среди советских лидеров. К 1939 году он получил широчайшую поддержку. После продолжительной борьбы с генетиком Николаем Вавиловым, критиковавшим работы Лысенко. Лысенко взял под контроль почти все советские исследования в области сельского хозяйства.
Впоследствии Вавилов был арестован и заключен в тюрьму, прежде чем умер в 1943 году. В дальнейшем, любой ученый, который осмелился поставить под сомнение идеи Лысенко, рисковал быть репрессированным, заключенным в тюрьму и убитым.
Идеи Лысенко сеют хаос за пределами России
Примерно через десять лет после основания Китайской Народной Республики Мао Цзэдун импортировал советских советников, книги, технологии и идеи, включая лысенковщину.
Официальная поддержка только подтолкнула теории Лысенко или “советский дарвинизм” к еще более абсурдным высотам.
В 1948 году его идеи были провозглашены всеобщим законом. На партийной конференции в речи, отредактированной самим Сталиным. К тому времени Лысенко начал выдвигать чрезвычайно странные утверждения. Например, что из пшеницы можно произвести рожь. Или что неорганические вещества могут быть объединены для создания жизни.
Смерть Сталина в 1953 году разрушила большую часть поддержки Лысенко. Поскольку после прихода к власти Никита Хрущев восстановил в штате проверенных генетиков. И начал импортировать более разумные научные идеи из-за пределов Советского Союза. Где прошлые идеи пользовалась лишь всеобщими насмешками.
Однако смертоносные убеждения Трофима Лысенко не были полностью отвергнуты. Китайская Народная Республика, созданная в 1949 году, и партия Мао Цзэдуна начала систематически копировать все, что делал Советский Союз, включая науку.
В рамках “большого скачка вперед” Мао, стремления дать толчок развитию каждого сектора экономики и промышленности Китая. Ошибки коллективизации и лысенковщины были воспроизведены почти в точности.
Провал этих усилий был предсказуем. Но масштабы разрушений, нанесенных Китаю, превзошли даже масштабы Голодомора. Между 1959 и 1961 годами около 45 миллионов китайцев умерли в результате голода, недоедания, и болезней. После того, как из-за безумных идей были разрушены крестьянские хозяйства страны. Этот период стал известен как Великий китайский голод.
Лысенковщина переживает сегодня ужасающее возрождение
Трофим Лысенко был публично дискредитирован в 1964 году. И умер в неизвестности в возрасте 78 лет в 1976 году. Более десяти лет Советский Союз, казалось, оправлялся от безрассудного эксперимента с идеологически поддержанной наукой. Отбросившего советскую биологию на десятилетия назад.
Тяжелый урок многих миллионов погибших и глубоких ран в советской промышленности и обществе, казалось, был усвоен.
Но все изменилось в начале 1990-х годов. Когда Советский Союз рухнул, вера в подход к науке “сверху вниз”, который был его визитной карточкой, упала вместе с ним. Тем временем на Западе формировалась эпигенетическая наука.
Эпигенетика – это изучение того, как физическая экспрессия определенных генов может измениться. В то время как последовательность ДНК, стоящая за ней, может не измениться.
По сути, эпигенетика утверждает, что потомство действительно может унаследовать определенные черты, которые родитель развил при жизни.
На первый взгляд может показаться, что это поддерживает идеи Лысенко. Но большинство генетиков настаивают на том, что сходство носит лишь поверхностный характер.