Стоицизм – это философия, которая зародилась в Древней Греции и до сих пор имеет своих последователей. Это образ жизни, конечной целью которого является нравственное совершенство.
Стоицизм часто изображают суровым и безжалостным. И все же его приверженцы настаивают на том, что стоицизм – это освобождающий, радостный образ жизни. Основанный Зеноном из Кития (344-262 до н. э.), стоицизм – это философия, которая имеет много приверженцев даже сегодня.
Стоики Древней Греции считали себя наследниками моральной философии Сократа и Гераклита Эфесского. Стоицизм оказал значительное влияние на историю мысли. Он повлиял на развитие христианской морали и теологии, а также современной философии.
Зенон из Кития (344-262 до н. э.)
Стоицизм может быть представлен в трех основных убеждениях:
- добродетели достаточно для счастья
- к другим так называемым благам следует относиться с безразличием
- мир предусмотрительно устроен Богом.
Моральное превосходство в стоицизме: добродетель
Величайшее наследие стоиков, это их этика. Как и большинство других школ по философии, стоики считают, что цель этики – эвдемония. Это греческое слово не имеет прямого перевода. Это часто переводится как “счастье”. Но эвдемония не просто описывает состояние удовлетворения, она имеет гораздо более сильный смысл.
Эвдемонию лучше перевести как “расцвет человечества”. Жизнь является эвдемонической, когда она завершена. Когда она исчерпала свой потенциал для достижения совершенства и соответствует достоинству, подобающему человеческому существу.
Стоики в определенной степени были согласны с моральной философией Аристотеля. Для Аристотеля добродетель, это качество, которое делает что-то хорошим в том, чтобы делать то, что оно делает, или быть тем, что оно есть. Например, хороший нож – это острый нож. Поэтому одним из “достоинств” ножа является его острота.
Платон и Аристотель, фреска Рафаэля “Афинская школа”
Для людей добродетель, это состояние характера, которое делает людей хорошими людьми. Аристотель говорит, что люди – разумные и социальные животные. Таким образом, наши добродетели – это качества, которые позволяют нам преуспевать в осмысленных действиях и социальном сотрудничестве.
Большинство школ древней мысли сходились, что четыре главных добродетели, это были благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Эти состояния характера позволяют нам действовать как рациональным и социальным существам.
Стоицизм утверждает, что все, что необходимо для хорошей жизни, – это быть добродетельным. Ко всему остальныму следует относиться с безразличием. Даже если стоик переживает множество трагедий или даже подвергается сильным физическим пыткам, у него все еще есть шанс на счастье. Как только вы станете добродетельными, ничто не сможет нарушить вашу жизнь. Для стоиков добродетель – это предел счастья.
Император Марк Аврелий в своих размышлениях спрашивает: “Как может то, что не делает человека хуже, сделать жизнь человека хуже? Очевидный ответ: не может. Только добродетель хороша, а порок плох, а все остальное безразлично”.
Отношение стоиков: безразличие
Именно доктрина безразличия, вероятно, ответственна за репутацию стоицизма как сурового и безжалостного. Если только добродетель хороша, это означает, что к здоровью, удовольствиям и даже благополучию наших близких следует относиться с безразличием.
И все же стоическое безразличие к внешним вещам сложнее, чем кажется. Стоицизм говорит, что мы не должны презирать внешние проявления. А относиться к ним с безразличием. Требования добродетели по-прежнему требуют, чтобы мы заботились о себе и других. И стоики верят, что такие вещи могут быть достойны выбора, не будучи однако принятыми в качестве конечной цели.
Это лучше всего иллюстрирует “метафора лучника”. Это была любимая метафора многих стоиков. Хороший лучник делает все возможное, чтобы поразить свою цель. Но как только он отпускает тетиву, уже не в его власти гарантировать, что стрела попадет в цель.
Внезапный порыв ветра может сбить стрелу с курса, или что-то может перехватить стрелу до того, как она попадет в цель. И тем не менее, хороший лучник сделал все, что было в его силах, чтобы поразить цель. И кто бы ни был хорошим или плохим лучником, все зависит от случая. Внешние факторы, которые лучник не может контролировать, могут помешать его цели.
Стоики считают, что человека не следует винить за то, что находится вне его контроля. Поэтому, хотя хороший лучник целится в цель, она не является его конечное целью. Он должен стараться изо всех сил, чтобы поразить цель. В то же время считая попадание в цель несущественным для своей конечной цели. Стоики предполагают, что только наши собственные действия и отношения находятся в нашей власти.
Бог, Судьба и Свобода: стоики о Провидении
Древние стоики верили, что космос идентичен Богу. Следовательно, все во Вселенной, камни, деревья, животные, люди и т.д., являются частями Бога.
Стоики настаивали бы на том, что космос по праву можно назвать Богом, потому что, по их мнению, космос разумен. Если быть более точным, стоики отождествляют Бога с универсальным разумом, присутствующим во всех вещах. А физический космос – это тело Бога.
Стоики верят, что законы природы являются веским доказательством того, что мир был создан с определенной целью. И утверждают, что способность людей рассуждать предполагает, что мы созданы чем-то, что также обладает разумом.
Однако, в отличие от традиционного Бога, стоический Бог не всемогущ. Его власть ограничена естественными и логическими возможностями. Эти ограничения, по крайней мере частично, объясняют, почему в мире существует зло. Логически невозможно, чтобы добро существовало без зла. Поэтому Бог создал мир, который наилучшим образом использует эту ситуацию.
Стоики верят, что реальность находится в движении. Все постоянно меняется. И все разворачивается в точном соответствии с Божьим планом, и история космоса повторяется вечно. Все началось в скоплении огня, все снова обратится в него. И тогда космос снова начнет разворачиваться точно так же, как это было всегда.
Нет никаких причин для изменения будущих мировых циклов, потому что Божий план для космоса настолько хорош, насколько это возможно. Несмотря на веру в предопределенную вселенную, стоики не отрицали человеческой свободы.
Именно с помощью своего интеллекта вы решаете делать то, что делаете. Вы не ограничены в том, чтобы делать что-либо против своей воли, что согласуется с причинно-следственным предопределением. И поскольку все разворачивается в соответствии с Божьим планом, вы должны любить свою судьбу.