Диоген, как отец цинизма сводил всех с ума

Диоген, как отец цинизма сводил всех с ума

 

Греческий город Коринф дремлет под жарким солнцем. Это 336 год до нашей эры. Прислонившись к большому горшку, грязный старик сидит, когда мужчина выходит вперед и встает перед ним.

Старик прищуривается и смотрит на эффектно одетого мужчину – это сам Александр. Недавно коронованный царь Македонии, который в ближайшие десять лет завоюет весь известный мир.

“Диоген”, – говорит могучий полководец. “Скажи мне, чего ты хочешь, и я дам тебе это”.

Погруженный в себя, он ждет ответа небритого философа, чьим взглядом на жизнь он восхищается.

И Философ отвечает кратко: “Отойди. Ты загораживаешь мне солнце!”

Огрызаясь на грубый комментарий философа, Александр восклицает: “Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном!”

Философ парирует его словам: “Если бы я не был Диогеном, я бы тоже хотел быть Диогеном”.

 

Ссылка фальшивомонетчика

 

Хотя встреча между великим завоевателем Александром и киником Диогеном описана в нескольких источниках, историки не уверены, действительно ли она имела место. Но история прекрасно описывает неопрятного человека, который никогда не поступался своими принципами. И стал отцом нового направления в греческой философии.

Когда родился Диоген, не было никаких признаков того, что он проживет большую часть своей жизни в горшке. Он родился около 413 года до нашей эры в греческой колонии Синоп на побережье Анатолии на Черном море. Его отец Гикесий был банкиром, и семья, вероятно, принадлежала к высшему классу города. Что означало, среди прочего, что Диоген получил прекрасное образование.

 

Озадаченный Диоген задумался над коротким ответом. Но вовремя понял смысл: его судьбой было изменить ценность вещей и перевернуть общество с ног на голову.

 

Одной из обязанностей его отца было чеканить городские монеты. Но его поймали на подделке монет и посадили в тюрьму. Диоген, который помогал своему отцу в этой работе, был изгнан из города и отправился в Афины.

По дороге туда он посетил знаменитого дельфийского оракула. “Что я должен сделать, чтобы прославиться?” – спросил он Оракула. Ответ пришел незамедлительно “Меняй деньги!” Озадаченный Диоген задумался над коротким ответом. Но вовремя понял смысл: его судьбой было изменить ценность вещей и перевернуть общество с ног на голову.

 

Ученик философа

 

Диогену еще не исполнилось 40 лет, когда он прибыл в Афины, полный решимости создать для себя радикально иную жизнь. Примерно в 366 году до нашей эры он познакомился с философом Антисфеном, который был учеником Сократа.

Антисфен проповедовал своим слушателям, что удобства, создаваемые обществом, ведут к жизни во лжи. Сам он жил спартанской жизнью в уединении, без всякой суеты. Но этот назойливый тип из Синопа настоял на том, чтобы стать его учеником. Игнорируя все попытки мастера прогнать его.

 

Антисфен проповедовал своим слушателям, что удобства, создаваемые обществом, ведут к жизни во лжи. Сам он жил спартанской жизнью в уединении, без всякой суеты. Но этот назойливый тип из Синопа настоял на том, чтобы стать его учеником. Игнорируя все попытки мастера прогнать его.

 

Когда однажды Антисфен в гневе ударил его своей палкой, Диоген протянул ему голову. “Отруби ее, потому что ты не найдешь достаточно прочного дерева, чтобы удержать меня подальше от тебя”.

Антисфен сдался и в последующие годы учил своего ученика-философа жить и мыслить, как он. Вместе они основали цинизм – радикальный взгляд на существование. Который означает, что самая простая жизнь – самая счастливая. И что все обычные желания таких вещей, как богатство, власть и слава, должны быть отвергнуты.

В соответствии с идеалами цинизма Диоген отказался практически от всего своего имущества. Он ходил босиком и жил в большом горшке, предназначенном для воды или зерна. Там он мог спать ночью на какой-нибудь соломе и легко перекатить жилище в другое место, если бы захотел.

Жители Афин называли его Кен, что по–гречески означает “собака”. Потому что он был грязным, ел что попало и был таким же непослушным, как бездомная собака. Он с гордостью носил свое имя. Его более поздние последователи называли себя киникос – “похожие на собак”. Но у него было не очень много последователей, так как он распространял свою философию, высмеивая всех вокруг.

Однажды он позвал людей прийти и послушать его. Но когда вокруг него собралась группа людей, он ударил их своей палкой: “Я звал людей, а не негодяев!”

Однако со временем этот, казалось бы, сумасшедший человек завоевал уважение афинян. Когда молодой шутник разбил камнем горшок Диогена, соседские жители схватили мальчика и выпороли его. Философу они подарили новый горшок.

 

Нищий и бездомный

 

Звездой на философском небосклоне Греции был Платон. Самый известный ученик Сократа и объект ненависти Диогена номер один. Платон в свое время определил человека как "двуногое, лишенное перьев существо". Диоген сразу же увидел свой шанс, ощипал курицу и отнес ее в аудиторию школы Платона.

 

Диоген питал отвращение ко всем видам работы и не чурался попрошайничества. Он был убежден, что его мудрые слова дали всем слушателям что-то ценное взамен. Богатых, однако, он сильно презирал.

Однажды богатый человек захотел, чтобы Диоген объяснил ему, почему он должен давать философу деньги. Ответ пришел быстро: “Если бы я мог убедить тебя в чем-то, это было бы пойти и повеситься как можно скорее”.

Диоген хвастался своим несчастьем – он был нищим и бездомным. Но таким же счастливым, как персидский царь. Он жил правильной жизнью, максимально приближенной к жизни животного. Музыку, литературу и науку он считал пустой тратой времени. А больше всего ненавидел возвышенные философские лозунги.

Звездой на философском небосклоне Греции был Платон. Самый известный ученик Сократа и объект ненависти Диогена номер один. Платон в свое время определил человека как “двуногое, лишенное перьев существо”. Диоген сразу же увидел свой шанс, ощипал курицу и отнес ее в аудиторию школы Платона.

“Смотрите, вот человек Платона!”

Смутившись, Платону пришлось добавить к своему определению “с широкими плоскими ногтями”.

 

Однажды, когда Платона попросили описать Диогена, он ответил: "Сократ, если бы он сошел с ума".

 

Время от времени, однако, Платону удавалось ущипнуть своего мучителя. Когда он пригласил нескольких друзей к себе домой после праздника Диониса, Диоген тоже пришел. Грязный философ наткнулся на прекрасный ковер Платона и воскликнул. “Я падаю на гордость Платона!”

Усталый ответ хозяина: “Сколько гордости ты проявляешь, притворяясь, что ты не гордый, Диоген?”

Однажды, когда Платона попросили описать Диогена, он ответил: “Сократ, если бы он сошел с ума”.

 

Гражданин мира

 

Несмотря на его невежливое поведение, Диогена часто приглашали на обед к высшему классу Афин. Его жестоко откровенные комментарии служили развлекательным элементом. Однако не всегда было похоже, что его присутствие озолотило вечеринку.

Когда некоторые гости во время званого обеда развлекались тем, что бросали в него кости, как будто он был собакой, он встал и помочился на них, как сделала бы собака.

Единственной целью Диогена в жизни было распространение его философии. Он много путешествовал и называл себя “гражданином мира”. Однако, когда философ направлялся на маленький греческий остров Эгина к югу от Афин, он столкнулся с проблемой.

Корабль, на котором он путешествовал, был захвачен пиратами, и все пассажиры были вне себя от страха. Они знали, что их продадут в рабство. Диоген, однако, воспринял ситуацию со спокойствием.

 

Корабль, на котором он путешествовал, был захвачен пиратами, и все пассажиры были вне себя от страха. Они знали, что их продадут в рабство. Диоген, однако, воспринял ситуацию со спокойствием.

 

Когда его отвезли на невольничий рынок на Крите и спросили, что он умеет, он громко ответил: “править людьми”. Поэтому Диоген попросил продать его кому-нибудь, кто нуждался в мастере.

Философ оказался в Коринфе у философа Ксениада, который нуждался в ученом человеке. Который мог бы помочь в воспитании его сыновей. Мальчиков должны были обучать практическим навыкам, таким как верховая езда и стрельба из лука. Но их также обучали философии Диогена. Среди прочего, они учились заботиться о себе и довольствоваться простой диетой и водой для питья.

После смерти Ксениады Диоген остался в Коринфе, где возобновил свою уличную жизнь, оскорбляя всех подряд. Большую часть своего времени он проводил в окрестностях гимнастического зала. Места, где, как говорят, его и встретил Александр Македонский.

 

Смерть правдоруба

 

Согласно источникам, в последние годы своего пребывания в Коринфе Диоген создал группу друзей и последователей. Однажды утром в 323 году до н.э. его нашли завернутым в мантию, мертвым примерно в возрасте 90 лет.

Философ уже сказал своим последователям, что, когда он умрет, он просто хотел бы, чтобы его сбросили с городских стен. Чтобы его тело могли съесть дикие звери. Но так цинично последователи вести себя не могли. В итоге они похоронили его за городскими стенами.

 

На его могиле они установили статую собаки с надписью: "Скажи мне, о собака, кто тот человек, чей памятник ты охраняешь? Он не кто иной, как сам пес!"

 

На его могиле они установили статую собаки с надписью: “Скажи мне, о собака, кто тот человек, чей памятник ты охраняешь? Он не кто иной, как сам пес!”

Хотя Диоген не оставил собственных сочинений, древние свидетельства о его откровенном уме и грубой философии истины сохранились более 2000 лет. Он вдохновлял таких философов, как Ницше и Фуко. Философское направление Диогена, цинизм, дало свое название цинизму. Общему недоверию к традиционным верованиям и безразличию к нуждам внешнего мира и страданиям других.

Исследования показывают, что этот образ мышления завоевывает все больше и больше сторонников в мире. У самого раздражающего человека древности всегда в запасе находилось несколько грубых слов.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории