Армия на марше проходила в день до 25 км и до 50 км при марш-броске. Перед основными войсками шли дозорные и лазутчики. Авангард и арьергард составляли кавалерия и легковооруженные отряды.
Каждый вечер армия разбивала временный укрепленный лагерь, который мог иногда стать постоянным. Разведчики выбирали для него место вблизи водоема, леса или пастбища. Авгур определял его общее расположение, как при закладке города.
Каким бы лагерь ни был, квадратным или прямоугольным, он всегда имел ворота с четырех сторон, в которые упирались две основных магистрали – cardo maximus u сиmаnиs maximus. Два легиона занимали около 40 га. В центре устанавливали шатер главокомандующего и его штаб, рядом – форум.
Лагерь представлял собой город в миниатюре. По его периметру был вырыт ров шириной 4 метра и 3 метра глубиной. В образовавшийся насыпной вал вбивали деревянные колья, ограждавшие лагерь высоким частоколом.
Внутри лагерного вала устраивали дозорные башни, снаружи ловушки, чтобы при возможной осаде охладить его пыл.
Фаланга уступила место продуманной организации боя. Теперь легионы заняли центральное место, с боков они были усилены войсками союзников, на флангах располагалась кавалерия.
Каждый легион разбивали на манипулы и располагали в шахматном порядке по трем линиям. Метнув по сигналу дротики, солдаты приступали к рукопашному бою. Осада городов начиналась с построения у стен различных сооружений.
В атаке применялись катапульта или еще более громоздкая машина – баллиста.
Солдаты делали из дерева башни, покрытые кожей (для защиты от огня). Использовались тараны, какими выставляли городские ворота или пробивали брешь в стене. Вели подкопы под неприятельские укрепления и, наконец, атакуя противника, поднимали над головой щиты, образуя знаменитую «черепаху».
По сравнению с греками или карфагенянами, римляне никогда не были хорошими моряками. Борьба с Карфагеном вынудила римлян построить флот (Первая Пуническая война).
В битвах с карфагенянами они изобрели перекидные мостики с крюками (называемые «воронами»), которые позволяли им брать на абордаж и захватывать неприятельские суда.
Первая победа в морском сражении была одержана в Милах в 260 году до новой эры под руководством Дуилия.
Морская слава пришла к римлянам значительно позже: в 67 году, когда Помпей разбил пиратов в Восточном Средиземноморье, в 36 году в сражении против Секста Помпея и в 31-м в акции, когда Октавиан одержал победу над Антонием и Клеопатрой.
В период империи 5 римских флотов базировались в Форуме Юлия (современный Фрежус), Равенне, Мизене, Александрии и в сирийских портах. Их возглавляли префекты, набиравшие матросов среди вольноотпущенников, беглых и рабов.
Суда ходили как под парусом, так и на веслах. Каждое судно имело от двух до пяти рядов гребцов, расположенных поэтажно. На самом большом – пятирядном – корабле находилось 300 гребцов и 12 солдат. Торговый флот появился гораздо раньше военного. Его суда были с округлыми боками. Их грузоподъемность достигала нескольких сотен, а иногда и тысячи тонн.
Командование на судах осуществлял gиbernator, а судовладелец оставался на суше, где занимался своими делами.
Морская транспортировка не всегда была легкой, но самые крупные грузы перевозились исключительно по морю. Деревянные яхты использовались римлянами для отдыха и рыбной ловли. Различной формы и ходившие под парусом, они были без руля и управлялись двумя большими веслами, закрепленными на корме.