Римляне славятся своими эпикурейскими прихотями. Настолько, что комната, помогающая их земным удовольствиям, была полностью выдумана и повторена историками. Мы говорим о вомиториуме. Где римляне, по слухам, выблевывали недавно съеденную пищу, чтобы освободить место для новой.
Vomitorium
“Vomitorium” звучит как одно из тех слов, которые можно легко расшифровать. Это латинское слово, и в нем явно используется корень “vomit” – рвота и “orium” – так что это функциональное место для рвоты.
Разум ломает голову над тем, что именно может быть “местом для рвоты”. И зная экстравагантное великолепие римских излишеств – разве не логично, что между всеми этими оргиями, убийствами императоров и излишествами в еде, римлянам требовалась комната, в которой они могли бы очиститься от своего пиршественного содержимого. Чтобы снова вернуться к еде и вечеринкам?
Некоторые легенды заходят так далеко, что описывают вомиториум как комнату, соседствующую столовой. Снабженную перьями для щекотания горла, и тазами для очищения.
Пиры римлян были известны своей невероятной прожорливостью, наполненными чревоугодием. Таким образом, эта проекция расточительности Римской империи породила заблуждение.
Считалось, что вомиториумы позволяют продолжать пиршество, не сдерживаемое гастральными границами смертных желудков. Но все это обман.
Для чего же на самом деле использовались вомитории?
При этом вомитории действительно существуют. Они существуют, но их никогда не использовали для рвоты. Вомиториум на самом деле является проходом в театре, через который зрители могут выйти после окончания представления.
Справедливости ради, слово вомиториум действительно происходит от латинского прилагательного vomitorius, означающего “рвотный”. Однако это название глубоко обманчиво.
Эти коридоры были названы так писателем V века Маркобием. Который описывал, как толпы людей выливались из театров толпами, как рвота.
Например, в римскойм Колизее было около 80 вомиториев. Большинство из которых предназначались для обычных зрителей. За исключением четырех, щедро украшенных, которые использовались лишь императором и элитой общества.
Настоящий римский вомиторий
Если быть честным по отношению к более поздним латинским ученым, “vomitorium” можно перевести как “комната для рвоты” в самом простом смысле. Но контекст решает все. Стимул соотнести столь неудачно названную комнату с римским чревоугодием казался слишком хорошим, чтобы ему противиться. И слух о предназначении этой комнаты распространился.
Хотите верьте, хотите нет, но вомиториум – не единственное преувеличение в отношении римских пиров, которое вышло из-под контроля.
Писатель первого века описал махинации декадентского хозяина вечеринки по имени Трималхион, который подавал мышей, обваленных в меду. И кулинарные творения, похожие на Пегаса, с использованием птичьих крыльев, прикрепленных к кроликам.
Частью того, что увековечило слухи о прожорливости римлян, был подъем христианства над падающей Империей в последующие столетия. Историки и ученые имели эту тенденцию рассматривать свое современное общество как более мягкое и скромное по своей природе. Поддерживая своего рода кармическую справедливость за падение Римской империи и их склонность к смертным грехам.
Более поздние авторы не имели той же этической подготовки, которую имеют антропологи сегодня. И во многих их работах есть некоторые не очень тонкие описания относительно того, как они чувствовали по поводу вещей, которые, как они думали, наблюдали.
Многие авторы 19-го века были известны тем, что описывали любое римское празднование как “отвратительную языческую, чудовищную оргию”. Несмотря на то, что они почти ничего не знали о том, о чем говорили. Комнаты в римских домах даже случайным образом обозначались как вомитории. И описывались как “отвратительный образчик римской жизни”.
Наряду с этими часто необоснованными заявлениями, появились всевозможные столь же необоснованные истории. Вомиториумы стали местами убийств, отравлений и заговоров.
Настоящие римские обжоры
Хотя римское обжорство, возможно, не было столь развращенным, чтобы требовать строительства отдельной комнаты для очищения, некоторые известные императоры регулярно набивали себе желудок.
Сообщается, что Адриан щекотал горло пером, чтобы вызвать рвоту после переедания. А упоминаемый выше император Вителлий, как было замечено, блевал между приемами пищи.
Однако даже эти рассказы читаются с долей скептицизма. Поскольку многие предполагают, что это описание обжорства могло быть символическим или даже критикой того, как правили эти императоры.
Многие другие истории, которые вы, вероятно, слышали о предполагаемых преступлениях и разврате древних римлян, также либо не соответствуют действительности, либо сильно преувеличены.
Тем не менее, образ древних римлян как нации развратных обжор и извращенцев продолжает привлекать аудиторию.