
Естественно, самым известным демоном во всей Библии является Сатана. Чьи деяния дали заслужить ему роль Князя Тьмы и Божьего зла.
Но хотя в библейских повествованиях есть ряд безымянных демонов, к ним применяется очень мало имен. А те, которые действительно относятся к Сатане, скорее являются должностью, а не личным именем.
Но одна фигура, имеющая имя, это демон, человек-козёл из пустыни, Азазель. Его имя появляется как часть таинственного обряда очищения в еврейской Библии. А затем применяется ко всевозможным демонам, сатирам и падшим ангелам.
Азазель был оригинальным козлом отпущения
Имя Азазель встречается только один раз во всей канонической Библии, в Левит 16:8-10. В тексте говорится, что Аарон (брат Моисея и первый первосвященник) должен бросить жребий. По сути, вытянуть соломинку, о двух козлах, “один жребий для Господа, а другой жребий для Азазеля”.
Козла, на которого выпал жребий Господа, приносили в жертву Богу. А козла, выбранного для Азазеля, отправляли в пустыню, чтобы совершить искупление для людей.
Козел для Азазеля не был жертвой, так как не был зарезан. Наоборот, этот живой козел должен был стать сосудом для грехов общины. Которые были унесены в пустыню, таким образом очищая общину от их грехов.
Этот отрывок является первоисточником термина “козел отпущения”. Этот козел, который стал символическим носителем грехов людей, а затем убежал в пустыню. Буквально “козел для побега” — стал обозначать человека или вещь, обвиняемых в проступках других.
Никто не знает, кто или что такое Азазель
Итак, часть искупления грехов для сообщества заключалась в отправке козла для Азазеля в День Искупления. Но кто или что такое Азазель? Самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что на самом деле никто не знает.
Само имя Азазель неясно. Некоторые интерпретировали это название как происходящее от слов, означающих “грубый” и “сильный”. Другие читают “Азазель” как “ez ozel” или “козел, который уходит”. Что приводит к тому, что этот термин можно интерпретировать как “козел отпущения”.
Сравнение различных переводов показывает различные толкования этой хитрой фразы. В то время как для некоторых переводчиков это может быть просто потому, что они находят загадочный термин непереводимым. Для других это ясное заявление о сущности, принимающей облик козла.
В конце концов, несмотря на усилия современных переводчиков и проповедников, кажется наиболее вероятным, что слово Азазель просто относится к демону. Который жил в пустыне и раз в год съедал козла. Которого ритуально начинили всеми еврейскими грехами.
Однако, даже если Азазель и является сверхъестественным существом, он не был божеством, а просто демоном. И отправка козла демону из пустыни была символическим актом общины. Отправляющей свои грехи в дикую пустыню.
Пустыня, место запустения и разрухи, представляла собой источник нечистоты. Таким образом, Азазель, как правитель этой пустоши, становится не богом, а скорее олицетворением зла и нечестия.
Вы можете спросить: “Разве это не сатана?” На что ответ состоит в том, что Азазель появился раньше, чем появление Сатаны в еврейской теологии.
Как олицетворение зла Азазель, является, в некоторой степени, подготовкой к идее сатаны. Фигура Азазеля, вероятно, имеет доизраильское происхождение.
Азазель ввел женщин в грех, изобретя косметику
Ко времени после пленения евреев вавилонянами, знакомство с вавилонской и персидской религией повлияло на еврейское богословие. Что привело к достижениям в ангелологии и демонологии. Авторы в этом контексте вводят Стражей, падших ангелов.
До Великого потопа ангелы были Наблюдателями, которые по указанию Бога должны были наблюдать за человечеством. И следить за тем, чтобы у человечества все было хорошо. Однако дети человеческие умножились и у них были прекрасные дочери, которые родились для мира.
Ангелы увидели этих прекрасных смертных женщин и возжелали их. И решили, что они хотят их в жёны и хотят оплодотворить их своим семенем.
В то время как лидером этих падших ангелов является Самаэль. Азазель, бывший одинокий козёл из пустыни, получает полный статус тёмного ангела.
Глава 8 Еноха, в которой перечислены злые навыки, которые ранее невинному человечеству преподали небесные существа, называет Азазеля. Тем, кто научил людей делать мечи, доспехи и другое оружие.
Но его познания в металлургии выходили за рамки простых машин для убийства. Он учил женщин делать украшения и макияж. В том числе специально “украшать веки”, что считалось и обманом, и поводом для блуда. Демон Азазель — предосудительный монстр, ответственный как за массовые войны, так и за косметические МЛМ.
Тернистая судьба Азазеля
К счастью для человечества, падшим ангелам не будет позволено безнаказанно процветать. Помимо того факта, что грехи привели непосредственно к решению Бога затопить Землю (как в истории о Ноевом ковчеге). Сами демоны понесут наказание от рук Самых могущественных ангелов Бога.
И Азазель, кузнец мечей и смешиватель теней для век, понесет “суровый приговор”. Архангел Рафаил свяжет его по рукам и ногам и потащит в пустыню. Затем разверзнет яму, наполненную твердыми и зазубренными камнями, и бросит туда Азазеля во тьму. Где он останется навеки, никогда не увидев света солнца снова до Судного Дня. Когда он будет брошен в вечный огонь Ада вместе с другими падшими ангелами.
Впервые опубликованный в 1818 году, Dictionnaire Infernal (“Адский словарь”) был, как можно догадаться из названия, попыткой систематизировать и дать определение всем известным знаниям о демонах и обитателях Ада. Эта книга представляет собой нечто большее, чем просто каталог демонов. Издание излагало подробные иерархии ада.
И одна из вещей, которая выделяет его среди других работ по демонологии больше, чем какие-либо другие. Это иллюстрации художника Луи Бретона и гравера М. Жарро. В книге сотни ярких иллюстраций, десятки из которых изображают конкретных демонов.
Одним из таких конкретных демонов, естественно, является Азазель. Запись о нем описывает его как демона второго порядка и хранителя коз. На иллюстрации он изображен с рогами, вилами, знаменем и, конечно же, козлом.
Азазель – падший ангел в исламе
В еврейской легенде есть история о падении ангелов, происходящем от Азазеля и другого ангела по имени Самхазай. Эта история была адаптирована к исламской традиции падших ангелов Харута и Марута. Эти два ангела, имена которых фигурируют в Коране как ангелы, причиняющие зло в Вавилоне. В исламской мифологии высмеивают слабость человечества за его впадение во зло.
Когда Бог бросает им вызов, что они не устоят, столкнувшись с искушением. Они направляются на Землю и тут же соблазняются красивой женщиной (в еврейской версии это жена Ноя). А затем тут же убивают свидетеля своего греха.
Ангелы вынуждены признать, что Бог был прав. И наказанием для падших ангелов является повешение их за ноги в колодце в Вавилоне до Судного Дня.
В заключение
Что интересно в Азазеле, так это то, что он настолько развратил человечество, что еврейская литература побуждает читателей и слушателей приписывать ему все грехи. Другими словами, сделать его козлом отпущения. Возложи на него свои грехи, как ты сделал с козлом перед тем, как прогнать его в пустыню.
Таким образом, Азазель берет на себя грехи людей. Мало чем отличается от некоего Назарянина, еще одного персонажа с Ближнего Востока.