Почти невозможно изобразить ангела без крыльев, так как это было популярным изображением в искусстве на протяжении веков. Ангелы упоминаются в Библии почти 300 раз. Они могут казаться похожими на людей или существами света, но никогда не описываются как обладающие крыльями.
Ангелы иногда описываются в Библии как парящие или летающие, что приводит к естественному выводу, что они делают это с помощью крыльев. Но, как существам со сверхъестественными способностями, крылья не обязательны. Они также слишком заняты, чтобы сидеть на облаках, играть на арфе или полировать свои нимбы!
У ангелов не всегда были крылья. Только в четвертом веке появился привычный образ крылатого ангела. В римской церкви Санта-Пуденциана святой Матфей изображен на мозаике с крыльями. Который во всех смыслах похож на ангела, каким мы знаем его теперь.
Ангелы в Библии не были крылатыми
Принято считать, что крылатый ангел произошел от крылатой Победы, популярной в этот период. Действительно, существует явное сходство между многими ранними изображениями ангелов и изображениями Ники или Победы.
Однако, хотя ангельские образы, находящиеся под влиянием других крылатых существ, имеют смысл. Они не объясняют, почему ангел вообще стал крылатым. Единственная причина воспроизводить ангелов на основе ранее существовавших крылатых существ, конечно, вера в то, что у ангелов есть крылья.
Ангелы Библии не были крылатыми. Крылатые Херувимы и Серафимы являются фигурами, происходящими из ближневосточной традиции крылатых зооморфных фигур-хранителей. И не являются ангелами, поскольку не выполняют ни одной из ангельских функций. Фактически, в Ветхом Завете ангелы часто вообще не отличаются четко от людей.
Когда ангелы появляются в Новом Завете, они отличаются от обычных людей признаками, впервые обнаруженными в книгах Ветхого Завета. Такими как блестящие белые одежды или выражение лица, похожее на молнию, но без крыльев. Библейским ангелам не нужны были крылья для путешествия между небом и землей. Они поднимались по лестницам или же в пламени жертвенного огня.
В Дура-Эвропос в Сирии есть фреска третьего века, на которой изображен сон Иакова с бескрылыми ангелами, поднимающимися по лестнице. Этот мотив также встречается в раннехристианской литературе. В которой часто встречается лестница, ведущаю на небеса, по которой восходят праведники.
Крылатые прообразы
В катакомбах Присциллы в Риме неизвестный художник середины III века нарисовал, как мы полагаем, первое христианское изображение ангела. Архангела Гавриила, без крыльев. И даже в середине IV века на саркофаге Юния Басса изображен ангел из истории о жертвоприношении Исаака без крыльев.
Тем не менее в культурах Ближнего Востока и Средиземноморья в этот период не было недостатка в крылатых сверхъестественных существах. Действительно, быть крылатым было настолько обычным явлением для божественных фигур. Что удивительно, как ангелы могли не обрести крылья до четвертого века.
В Месопотамии ветер представлялся крылатым демоном по имени Пазузу. Древнегреческие олицетворения ветров, анемои, также иногда изображались в виде крылатых людей. Точно так же у есть примеры крылатых ханаанских демонов из раскопок в Бет-Шеане и Мегиддо.
В Древнем Египте солнечные божества Ра или Гор изображались с крылатым диском – диском было солнце. Это стало символом божественного царствования на Ближнем Востоке. Ассирийское искусство изображает царя в центре круглого диска либо с крыльями, либо с выступающими из диска крыльями. Сасанидская иконография изображает бюст царя в окружении крыльев.
Таким образом, крылья появляются как символ божественной силы либо богов, либо их представителей на земле.
Святые обретают крылья
Затем, в конце третьего века, епископ и мученик Мефодий Олимпийский из Анатолии, связал состояние крылатости с безбрачием. Опять же, в конце четвертого века, в восточном тексте “Об отшельниках и пустынниках”, говорится, что пост от соблазнов мира дает аскету крылья. Которые он использовал, чтобы воспарить к небеса.
Уже была тема праведников, отождествляемых с ангелами. В видениях восхождения, встречающихся в иудейских и раннехристианских писаниях времен Второго Храма, вознесенные часто облачаются в определенные одежды. После того, как вознесутся на небеса.
Эти одежды, кажется, созданы по образцу ангельских, но без крыльев. В другой раннехристианской литературе умершие праведники так же описывались как ангелы.
Раннее христианство представляло собой смесь ближневосточной и греко-римской культур. Где-то в третьем и четвертом веках для христиан стало обычным рассматривать ангелов как крылатых существ. И приписывать крылья праведникам либо на земле, либо на небе. Что затем стало иконографическим образцом.
Крылатого святого Матфея, безусловно, следует рассматривать в этом контексте. Он вознесся и получил символы, данные тем, кто обрел вечную жизнь.
Крылья ангела представляют собой столкновение нескольких культур, поскольку иконография стала использоваться для обозначения совершенного состояния бытия, состояния ангела. К которому стремятся христиане в этом и в следующем мире.