У христианской церкви нет недостатка в почитаемых предметах. Так как каждый новый святой имеет множество реликвий первой степени (останки самого святого). Реликвии второй степени (предмет одежды или вещи святого). И третьей степени степени (предметы, с которыми взаимодействовал святой).
На самом деле, есть очень большая вероятность, что в вашем ближайшем приходе есть реликвия от его тезки, установленная в алтаре. Мощи святых встречаются относительно часто, но найти реликвию из жизни Христа – большая редкость.
Несколько таких легендарных реликвий считаются остатками Страстей Христовых. В том числе губка, которая была поднесена к губам распятого Христа, чтобы Он мог пить, находясь на кресте. Гвозди Животворящего Креста, вбитые в руки и ноги Христа при распятии. И Копье, которое было вонзено в бок Спасителя и убившее его.
Однако, о копье не так много говорится, и потому большинство людей считают, что он умер от распятия, которое привело к потере крови.
Судьба Копья Судьбы
Святое Копье, также называемое Копьем Лонгина или Копьем Судьбы, было одной из самых популярных и востребованных реликвий Церкви. Практически с тех пор, как Римская империя признала христианство в качестве своей религии. Распространенность легенд о нем была почти наравне со Святым Граалем и Ковчегом Завета.
Популярность мощей Страстей Христовых привела к появлению нескольких версий этих предметов. Когда-то было подсчитано, что с распятием Христа связано около 30 гвоздей. И история Копья похожа на это. Есть несколько стран, которые утверждают, что владеют священным копьем.
Некоторые из них были осуждены Церковью как подделки. Но все еще есть три наконечника, которые, по мнению экспертов, могут быть истинным Копьем Судьбы.
В религии каждый использует свою интуицию для принятия решений. Это также относится к смерти Иисуса. Одни говорят, что он был убит от потери крови при распятии. Другие, кто считает, что смертельный удар был нанесен копьем, считают артефакт полным зла. И поэтому делают вывод, что копье было скрыто от публики. В Иоанна 19:34 упоминается, что Иисуса на самом деле пронзил копьем римский солдат.
В литературе было сделано еще одно спорное утверждение, согласно которому Иисус был пронзен копьем уже после того, как умер. Однако Матфей утверждает, что когда Иисуса пронзили копьем, он закричал в агонии, а затем умер.
“А другой взял копье и вонзил ему в ребра, и потекла вода и кровь”. (Цитата из Матфея 27:49 )
Подлинность Святого копья
О существовании самого копья неизвестно достоверно, несмотря на все споры и разногласия. Большое количество поддельных артефактов и реликвий, созданных на черном рынке для продажи, еще больше усложняет ситуацию.
Некоторые ученые не верят в правдивость существования реликвии. Утверждая, что копье судьбы по понятным причинам было спрятано и не было обнаружено. Поэтому считается, что все копья, показанные публике – подделка.
Это и неудивительно, ведь было обнаружено много случаев, когда поддельные артефакты выставлялись в музеях. И эти фейки настолько хороши, что даже специалисты с трудом разбираются, что правда, а что нет.
Основная проблема в случае со Святым копьем заключается в том, что ни в одном из описаний не указано, как на самом деле выглядело копье. Раннее римское копье Пилум было довольно упрощенным по своей конструкции. В то время как копье, которое люди представляют как настоящее, выглядит довольно продвинутым для того периода времени.
Святое Копье Вены
Первое “Святое копье”, о котором мы поговорим, хранится в Вене. Это острие выставлено в Weltliche Schatzkammer, известном как Имперское казначейство.
Само острие представляет собой копье, которое на первый взгляд кажется слишком сложным и церемониальным, чтобы быть простым солдатским оружием, пронзившим бок Христа.
Самое раннее упоминание о копье относится к периоду Оттона I, который жил примерно с 912 по 973 год. От него оно попало во владение Римской империи.
Примерно в начале 13 века копье стало все больше ассоциироваться со Святым копьем. И по-видимому, использовалось как символ власти и влияния. Только в 1424 году Император Сигизмунд доставил копье в Нюрнберг, приказав хранить его там вечно.
Но как оно попало в Вену? Это произошло в 1796 году, когда французские революционеры подошли к Нюрнбергу. Чтобы сохранить реликвию его спешно перевезли в Вену. План состоял в том, чтобы держать его там, пока конфликт не закончится. Так в хаосе, охватившем Европу, копье попало в руки династии Габсбургов.
Династия распалась в 1918, а через несколько лет Австрия была аннексирована Германией. При этом все реликвии из Вены, включая копье, были перевезены в Нюрнберг. Даже после окончания Второй мировой войны победители не сразу смогли найти реликвии. Только после тщательных допросов они были обнаружены. С тех пор они в Вене.
Но еще раз стоит задаться вопросом его истории. Где оно было до момента первого упоминания? Потому что ни один здравомыслящий человек не поверит, что к такому важному артефакту не будут прикасаться в течение такого длительного периода времени. Или даже не попытаются украсть.
Копье несколько раз тестировали в надежде подтвердить его подлинность. В 2003 наконечник проверили, чтобы обнаружить какие-либо следы крови или ДНК. Но безрезультатно. Результаты рентгенографических работ были почти такими же. Копье было изготовлено в 7 или 8 веке нашей эры, намного позже времен Иисуса Христа.
Хотя оно до сих пор называется Святым Копьем, это острие не является истинным.
Святое Копье Армении
Следующее якобы Святое Копье хранится в Армении, в их религиозной столице Эчмиадзине. Армения – одна из старейших христианских стран мира, и копье, хранящееся там, имеет долгую историю.
Вера армян в то, что это действительно Копье Лонгина, сильна. Хотя происхождение этого предмета утеряно со временем. Но на первый взгляд с копьем из Армении что-то не то. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что это копье совсем не настоящее оружие. Оно настолько не похоже на копье, что, скорее всего, ничего не могло бы пробить.
Его вид чисто парадный. Однако некоторые утверждают, что настоящее копье было перековано в нынешнюю форму, но это спорно. Говорят, что именно в это время на наконечнике копья был выбит культовый крест, что придало ему нынешний вид.
Судя по всему, никаких испытаний этого наконечника не проводилось, и его подлинность остается предметом споров.
Святое копье в базилике Святого Петра в Риме
Третье важное “Святое копье” хранится в Риме, в базилике Святого Петра. Оно имеет одно из старейших упоминаний в исторических источниках и имеет целую историю на протяжении веков.
Впервые оно был упомянут в 570 году нашей эры Антонином из Пьяченцы, который описывает его как святую реликвию в базилике на горе Сион.
После хаоса Французской революции наконечник копья был утерян. Остался только рисунок, и в какой-то момент он был использован для определения соединения между двумя частями. Папа Бенедикт утверждал, что это было 100% точное совпадение – наконечник принадлежал копью в Риме.
Остальная часть копья осталась в Иерусалиме, но в конце концов была перевезена в Константинополь, по-видимому, в 8 веке. Она оставалась там и была засвидетельствована многочисленными паломниками. Приезжавшими посмотреть на нее со всех концов христианского мира.
То есть до тех пор, пока Константинополь не пал перед турками. В 1492 году, стремясь расположить к себе папу, султан Баязид II послал ему большую часть Святого Копья. С тех пор эта святая реликвия хранилась в Риме.
Но его подлинность всегда была под вопросом. Со многими другими реликвиями, которые претендуют на то же самое, невозможно с уверенностью сказать, что из них на самом деле. Таким образом, католическая церковь никогда официально не заявляла, что это подлинное копье Лонгина.
Сегодня оно покоится под куполом, увенчанный огромной статуей Лонгина, с копьем в руках.
Возможно, мы никогда не узнаем местонахождение настоящего Святого Копья, но, как и во всем христианском, это зависит от веры.