Противоречивая история Понтия Пилата

Противоречивая история Понтия Пилата

 

К концу второго века нашей эры один языческий интеллектуал написал антихристианский трактат, высмеивающий веру. Если Иисус действительно был Сыном Божьим, спросил он, почему Бог не наказал Понтия Пилата. Человека, ответственного за его распятие? Почему Пилат не сошел с ума или не был разорван на части?

Хотя существует множество более поздних христианских сказаний о наказании Понтия Пилата. Реакция ранних христиан наводят на мысль, что в утверждении о том, что прокуратор Иудеи избежал несчастья, было больше, чем зерно истины. Это вытекает из усилий ранних христиан, направленных на то, чтобы освободить его от ответственности за Распятие.

 

Дальнейшая судьба Понтия Пилата

Единственное достоверное утверждение, которое есть о жизни Пилата после его пребывания в Иудее, исходит из-под пера еврейского писателя Флавия. В своих “Древностях иудеев”, написанных примерно через 60 лет после этих событий, Иосиф Флавий утверждает, что Пилат был отозван в Рим.

После того, как он не справился с беспорядками. В которых участвовали самаритяне в 36 году нашей эры. За это он ожидал бы предстать перед императором Тиберием бескомпромиссным правителем. Пилат поспешил вернуться, но к тому времени, когда он прибыл, в марте 37 года, больной Тиберий умер. Новый император, Калигула, взял бразды правления в свои руки.

 

Новый император, Калигула

Калигула

 

То, что произошло дальше, это догадки. Флавий больше ничего о нем не говорит, подразумевая, что никакого судебного слушания не было. Возможно, в общей эйфории, связанной с восшествием на престол Калигулы, его дело было отложено или просто забыто. Может быть, слушание все-таки состоялось, и его оправдали. Насколько известно, ему дали другое назначение.

Отсутствие подходящей ужасной кары для Пилата поставило христианских апологетов в затруднительное положение. Как наместник, Пилат должен был выносить приговор в делах, караемых смертной казнью. Он был тем, кто приговорил Иисуса к страданиям на кресте. Его вину невозможно было обойти. За этим должно было последовать Божественное наказание.

Однако в первые годы христианства было трудно делать такие заявления. Римское государство с подозрением относилось к новому культу. И, если христиане хотели избежать конфронтации, лучше было не обвинять одного из римских чиновников в богоубийстве.

Мнение о невиновности Пилата

 

Пилат не был полностью виноват

 

В канонических Евангелиях подчеркивается, что Пилат не был полностью виноват. Он не мог найти в Иисусе никакой вины: “Я не нашел в нем оснований для смертной казни. Поэтому я накажу его, а затем отпущу”. Заявляет Пилат в Евангелии от Луки. Иоанн так же дважды заставляет Пилата объявить о невиновности Иисуса.

Евангелие от Петра, которое многие ученые считают одним из самых ранних христианских текстов, пошло еще дальше. В нем Пилат и его солдаты не играют никакой роли в том, что толпа издевается или мучает Иисуса. Он сам заявляет: “Я чист от крови Сына Божьего”. И вместе со своими солдатами, охраняющими гроб Иисуса, он замышляет скрыть чудо Воскресения от еврейских священников.

Мнение о невиновности Пилата, свидетеля Страстей Господних, привела к странному раннехристианскому увлечению им. Ко второму веку нашей эры среди верующих распространились поддельные письма Пилата. Повествующие о чудесной истории Иисуса. Так называемые Деяния Пилата, якобы взятые из собственных записей губернатора, изображают Пилата как обращенного.

 

еврейская толпа сказала Пилату, что они охотно принимают вину за его кровь

 

Все это может показаться просто капризом, но отпущение грехов Пилату обошлось ужасной ценой. Ранние христиане перекладывали вину за Распятие на других. Доводы епископа Оригена третьего века, ясно показывает это. “Не столько Пилат осудил Его, – писал он, – сколько еврейский народ”. И тот факт, что еврейская нация была преследуема римлянами и рассеяна по всему лицу земли, был доказательством Божьего возмездия.

Поддельные письма и христианские версии Деяний Пилата говорили почти то же самое. Деяния зашли так далеко, что еврейская толпа сказала Пилату, что они охотно принимают вину за его кровь. Евангелия от Матфея, в котором та же самая толпа кричит: “Кровь Его на нас и наших детях!” Эти утверждения легли в основу христианских преследований евреев вплоть до наших дней.

Спорность личности и деяний Пилата

Дорогостоящее отпущение грехов Пилатом было результатом особых религиозных и политических обстоятельств. Когда в четвертом веке Римская империя стала христианским государством, больше не было необходимости подчеркивать его невиновность.

 

Пилат был не только христианином, он был исповедником и даже мучеником

 

В Никейском символе веры, сформулированном при императоре Константине в 325 году н. э., прямо говорится, что Христос “был распят при Понтии Пилате”. Стало приемлемым изображать Пилата злодеем, и возник целый ряд мифов, описывающих его ужасный конец.

В то время как Запад продолжал развивать традицию “плохого” Пилата, который был наказан за свои проступки. Восточная Церковь предпочитала более сочувственную интерпретацию. Пилат был не только христианином, он был исповедником и даже мучеником.

В одном восточном тексте, Тиберий приказывает обезглавить правителя за то, что он позволил распять Иисуса. Сначала Пилат раскаивается, а затем голос с небес провозглашает, что все народы благословят его. Потому что при его правлении исполнились пророчества о Христе. Наконец ангел берет на себя заботу о его отрубленной голове.

В Евангелии от Матфея жена Пилата предостерегает мужа не причинять вреда Иисусу. И за это она достигла святости среди православных христиан. Копты и христиане Эфиопии сделали следующий шаг и канонизировали самого Пилата.

 

романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

 

Те, кто знаком с западной традицией, могут счесть идею святого Понтия Пилата любопытной или даже абсурдной. Но увлечение Пилатом никогда не ослабевает. От Деяний Пилата до романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Человек, который подвергал допросу и распял Иисуса, остается загадкой. Призрачной метафорой противоположностей: уклончивости и упрямства, трусости и героизма, жестокости и милосердия.

Его дилемма – поступить правильно или поступить популярно. Это затруднительное решение каждого правителя. Возможно, именно поэтому люди могут ему посочувствовать. Нам тоже иногда приходится сталкиваться с трудным выбором. Хотя, к счастью для нас, эти последствия, скорее всего, будут менее долговечными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории