В политической жизни введение христианства отразилось еще большим усилением княжеской власти, которая получила от него религиозную санкцию. Славянские государи стали считаться теперь Божьими помазанниками, получившими свою власть Dei gratia, а не по избранию только народа. Санкция княжеской власти со стороны христианства выразилась внешним образом в обряде коронации, который стал входить в обычай, как в Польше, так и в Чехии.
В социальной жизни введение христианства повело к выделению нового привилегерованного класса в обществе – духовенства. В пользу этого духовенства другие классы стали платить десятину; духовенству пожалованы были имения с большими правами по отношению к населению их, почти с такими же, какие принадлежали самому государю. Увеличивая всячески эти имения и свои права в них, духовенство стало вырастать в крупную общественную и политическую силу.
В сфере духовной жизни результаты введения христианства первое время, разумеется, были довольно скромные: христианство на первых порах не повысило заметно ни умственного, ни нравственного уровня языческого общества, которое с принятием новой веры проникнуто было старыми языческими верованиями и чувствами. Об этом говорят все современные наблюдатели, по уровню своего развития возвышавшиеся над народной массою, вроде, например, Косьмы Пражского, свидетельство которого было приведено выше, и автора сказания о св. Войтехе, или Адальберте. Об этом говорят и кровавые драмы, происходившие в семьях славянских государей, вроде, например, убийства св. Вацлава собственным братом Болеславом, – драмы, свидетельствующие о буйном разгуле страстей. Как бы то ни было, но христианство во всяком случае принесло с собою в языческое общество семена нового миропонимания и новой нравственности, – семена, которым предстояло расти и развиваться с течением времени и с увеличением просвещения.
Христианство принесло с собою и зачатки этого просвещения. При соборных капитулах и монастырях в Чехии и Польше уже в XI в. возникли для потребностей церковных школы распространенного тогда в Европе типа (trivium и quadrivium). В этих школах учились читать и писать по-латыни, грамматике, риторике, диалектике, арифметике, географии, музыке и астрономии, читали древних классических писателей – Горация, Вергилия, Саллюстия и др.
Появились и ученые люди, которые, не довольствуясь тем, что давали туземные школы, стали посещать знаменитые школы за границей, вроде, например, Парижской. Появились, наконец, и писатели, которые на латинском языке стали излагать хронику своего времени.
Таковы бьши Мартин Галл, придворный капеллан Болеслава Кривоустого, написавший панегирик его деяниям (до 1113 г.), и его современник Косьма Пражский, написавший историю Чехии с древнейших веков и до своего времени. Так, следовательно, западное христианство принесло с собою в Чехию и Польшу и западное просвещение. Чехи и поляки чрез принятие западного христианства приобщались к духовной жизни романо-германского мира, стали пользоваться ее плодами, а с течением времени, когда преуспели сами, вступили с Западом в прямой духовный обмен.