Эта история хорошо знакома христианам всех конфессий мира. Марию, мать Иисуса, посещает ангела, который говорит ей, что она чудесным образом родит Мессию. Дальше что-то-там с кесарем и перепись населения, поездка в Вифлеем, ясли, несколько волхвов с дарами. И бум: пришло время Спасителя.
А еще там был Иосиф. И если это прозвучит банально, то на самом деле Библия мало что рассказывает нам об Иосифе. Который, тем не менее, вместе с Марией воспитывал Иисуса. Некоторые полагают, что это потому, что Иосиф был не так важен для истории. Но точно сказать нельзя.
Библия также не сообщает нам, как именно Иосиф отреагировал на новость о беременности своей суженой. Хотя подразумевается, что его первоначальная реакция, как и у любого мужа, была не слишком счастливой.
Именно поэтому в Евангелии от Матфея 1:19 говорится о том, что Иосиф “имел намерение тихо развестись с нею [Марией]”.
Можно предположить, что в тот момент Иосиф был скептиком в отношении божественного статуса своего сына. Потому что его потребовалось убедить в этом с помощью ангельского визита.
Помимо этой информации, у нас есть несколько способов выяснить, как Иосиф, вероятно, отреагировал на известие о беременности Марии. Во-первых, исходя из выводов и предположений, основанных на очень, очень консервативной еврейской культуре того времени. И во-вторых, описания того, что Иосиф сделал.
В любом случае последнее для нас более ценно, чем его реакция. Потому что истинной проверкой характера являются действия, а не мысли, мнения или чувства. Все остальное является спекуляцией и не входит в рамки данной истории.
Иосиф хранил молчание о беременности Марии
К тому времени, когда наступил нулевой год, еврейское государство Иудея находилось под контролем Римской империи около 63 лет. И оставалось таким ещё до 313 года.
Евреи того времени не обязательно были довольны таким положением и в конечном итоге подняли восстание снова и снова. Будучи меньшей культурой внутри большей империи, они придерживались традиционных верований. То есть следовали всему, что было написано в Пятикнижии, первых пяти книгах Библии.
Такие законы включали забивание камнями до смерти “беспорядочных” женщин, изнасилованных женщин и так далее. Все, что нужно было сделать Иосифу, это рассказать о своей беременной жене Марии. И местная община забила бы ее камнями до смерти.
Иосиф, однако, промолчал. Он не хотел выставлять ее [Марию] публичному позору. Таким образом, как бы лично Иосиф ни относился к известию о беременности Марии, он пошел против принятых правил. Не привлекая к ней лишнего внимания.
Это было основная реакция Иосифа. Может быть, он был недоверчив, может быть, он был обижен, может быть, он верил, что у Марии была добрачная связь – мы не знаем. И Библия об этом не упоминает.
Но его определенно не интересовали пророчества о Мессии или о предстоящем зарождении тысячелетней главной мировой религии на тот момент. Его беспокоили нормы, правила и традиции того времени. Он также был обеспокоен тем, чтобы его суженая, независимо от того, какова была правда о ее беременности, не умерла.
Судить об Иосифе по его поступкам
Вероятно, нам следует посмотреть на действия Иосифа, чтобы лучше понять его реакцию на новость о беременности Марии. Несмотря на то, что он не хотел раскрывать информацию о беременности местному сообществу, он “намерен тихо развестись с ней”. Это делает Иосифа сострадательным, но в то же время он реалист и в некотором роде традиционалист.
Вскоре после этого Иосиф, по-видимому, отправился домой, чтобы поспать. И вернуться к этому вопросу утром, и именно тогда он увидел сон, в котором его посетил ангел.
Ангел подтвердил рассказ о беременности Марии святым ребенком, связанный с древним пророчеством. И это все, что нужно было Иосифу, чтобы стать верующим. Следующая строка в Евангелии от Матфея 1:24 просто говорит: “Когда Иосиф проснулся, он сделал то, что повелел ему Ангел Господень, и взял Марию домой как свою жену”.
А затем, чтобы подчеркнуть суть благочестия и послушания Иосифа Богу, в следующем стихе говорится: “Но он не заключил их брак, пока она не родила сына. И он дал ему имя Иисус”.
В целом, эти строки, если рассматривать их в контексте культуры того времени, практически говорят нам все, что касается реакции Иосифа на беременность Марии. Сначала он не был рад этому, хотел развестись с Марией из-за обычаев того времени (но не так, чтобы убить ее). Но когда получил известие об истории с Мессией, он тут же подчинился.