Только представьте, географическое образование на Земле называют “Вратами Ада”. Наверняка у вас возникают довольно специфический и определенный набор ожиданий. Мы же говорим об огромном отверстии, на поверхности пустыни. Затем внезапный обрыв, падающий в обугленные, скалистые внутренности, вылизанные бесконечно бурлящим пламенем. Тлеющим днем и ночью, как глаз Саурона, выжженный на лице земли.
Это именно то, что есть. Думаете мы преувеличиваем? Единственное, чего не хватает в кратере, это пары дьявольских стражей, позаимствованных у Данте.
“Врата Ада” – это единственная в своем роде достопримечательность. Яма шириной 230 футов непрерывно горела в течение последних 40 лет. В середине пустыни Каракумы недалеко от деревни Дервазе. В которой проживает 350 человек, в Туркменистане.
Днем и ночью он извергает ядовитые испарения и освещает пустыню, как второе солнце. Когда-то национальный позор, а теперь туристическая достопримечательность. Люди могут посещать ее, путешествуя на караванах в течение нескольких недель. В турах из Узбекистана в Иран, Кыргызстан и обратно.
Так что, же происходит с кратером Дервезе? Это природное, искусственное, или создано Сатаной?
Случайное творение советских геологов в 1971 году
Кратер Дервазе – это, прежде всего, несчастный случай. В 1971 году советские геологи начали бурение на добычу природного газа, и пробили подземную пещеру. Туркменистан имеет шестые по величине запасы природного газа в мире.
Их оборудование провалилось, дыра обвалилась сама по себе, и ядовитые пары метана начали выходить в воздух. Чиновники попытались исправить ситуацию, поджигая газ. Полагая, что он сгорит через пару недель. Но нет, метан просто продолжает горение и по сей день.
Туркменское правительство долгое время прямо игнорировало пылающую яму. И только недавно, где-то в феврале 2021 года, был возведен забор.
Небольшая кустарная индустрия туризма возникла вокруг этого места. Совершенно безымянного посреди пустыни Каракумы, одной из крупнейших пустынь в мире. Примерно в 270 километрах к северу от столицы Туркменистана Ашхабада.
Сейчас идут разговоры о сафари, экстремальных видах спорта в пустыне и буме экотуризма. Который увеличит скудные 12000 – 15000 иностранных туристов в Туркменистане ежегодно. Фактически, в 2020 году президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов создал природный заповедник. Площадью 90 000 гектаров в пустыне Каракумы, который охватывает кратер Дервезе.
Место благоговения и раскаяния для исследователей и туристов
В 2013 году исследователь Джордж Курунис отправился в экспедицию. Чтобы стать первым человеком, спустившимся в пылающее, мрачное чрево Врат Ада. Потребовалось полтора года планирования, получение разрешения, разработка логистики, сбор команды. Наем голливудского специалиста по трюкам, чтобы научить, как бороться с огнем. Для получение термостойкого костюма космонавта с дыхательным аппаратом. И изготовление изготовленной на заказ кевларовой обвязки для спуска. Потому что другие материалы расплавились бы.
Оказавшись внутри, он оказался в “огненном колизее”, наполненном тысячами маленьких огоньков. Таких же громких, как “реактивный двигатель”.” Его цель, по его словам, состояла в том, чтобы определить, могут ли подобные места содержать жизнь.
Остальные из нас, вероятно, испытают благоговейный трепет перед кратером. Смешанный с недоверием по поводу того, как он так долго оставался без присмотра.
Несмотря на то, что большинство посетителей “Врат Ада” – иностранцы, туркмены тоже совершают паломничества. Они обычно говорят о, том что испытывают что-то похожее на религиозные чувства, содержащиеся в названии места. “Вы сразу же думаете о своих грехах и чувствуете желание молиться.”
Возможно, в конце концов, кратер был хорошо назван.