Судьба крейсера Варяг: подлинная история корабля

Ни один народ в мире не может обойтись без своих героев.

Судьба крейсера варяг

В критические периоды истории рассказы об их легендарных поступках поддерживают моральный дух людей, часто помогают выстоять в безнадёжном противоборстве с врагами.

Ярким примером таких деяний является подвиг экипажа крейсера «Варяг».

Русский заказ для верфей Филадельфии

В конце XIX ст. мир всё сильнее погружался в системный политический кризис. Сформировавшиеся к этому времени европейские империи соревновались за мировое лидерство не только между собой, но и всё сильнее чувствовали давление со стороны молодых хищников, претендующих на свою часть «мирового пирога». Одним из них стала Япония, с чьими территориальными и экономическими претензиями на Дальнем Востоке столкнулась Россия.

Стремительно развивавшейся экономике островного государства становилось тесно на ограниченном пространстве Японского архипелага.

И хотя на рубеже веков Япония имела не очень высокий уровень технического развития, но для достижения своих экспансионистских целей правительство страны постепенно наращивало уровень её вооружений.

В первую очередь это касалось флота, который должен быть превосходить по мощи флот Российской империи — одного из двух основных конкурентов Страны восходящего солнца в этом регионе на начало XX ст. (вторым были США).

 крейсер варяг 1904

Планы японцев не являлись для российского правительства секретом. Допустить этого было нельзя.

Одним из первых ответных шагов России в этой региональной «гонке вооружений» был заказ и ввод в строй крейсера «Варяг». История корабля началась не на русских верфях, поскольку они работали слишком медленно.

Заказ на постройку крейсера, технические характеристики которого должны были соответствовать передовым требованиям, поручили корабелам верфей Филадельфии, обязавшимся выполнить его за 20 месяцев.

Заказ был выполнен в срок, Россия получила крейсер в 1899 г. Но в строй корабль «Варяг» вступил лишь вначале 1901 г., поскольку пришлось устранять обнаружившиеся при приёмке проблемы с двигателями, котлы которых оказались ненадёжными из-за частых поломок. В результате проектная скорость в 26 узлов не достигалась, к тому же корабль мог остановиться в любой момент даже во время боя.

Были проблемы и с вооружением. Так, артиллерийские установки не имели броневой защиты, что делало их очень уязвимыми во время боя.

В дальнейшем, уже после легендарного сражения, корабль ещё два раза проходил модернизацию:

  • первый раз это сделали японцы, когда затопленный после боя корабль достался им в качестве трофея в 1905 г.;
  • ещё одна модернизация была произведена русскими, после того как крейсер был выкуплен ими у Японии в 1916 г.

Рейс в вечность

«Варяг» прибыл в Кронштадт в мае 1901 г. После осмотра корабля Николаем II крейсер вышел в своё первый рейс в составе Военно-морского флота Российской империи. Конечной целью этого плавания был дальневосточный город Порт-Артур.

Гибель крейсера варяг

В пути «Варяг» посетил многие порты Европы и Азии, в том числе и японский Нагасаки. В портах посещений корабль могли свободно осмотреть делегации от «высшего общества», что было недопустимо, ведь этим не могли не воспользоваться разведчики иностранных государств, чтобы лучше узнать особенности конструкции боевой машины.

В Порт-Артуре «Варяг» базировался до конца 1903 г., откуда 27 декабря этого же года был переведён в корейский порт Чемульпо для обеспечения вместе с канонерской лодкой «Кореец» связи между портами.

Здесь в начале февраля 1904 г. его капитан В. Руднев получил сообщение о начале русско-японской войны.

Легендарный бой у Чемульпо

Боевые действия у Чемульпо начались 8 февраля (по новому стилю). В этот день японцы начали высадку сухопутного десанта в районе порта, одновременно заблокировав русские корабли на рейде и прервав связь русских с Порт-Артуром. Попытка «Корейца» прорваться с донесением окончилась неудачей.

 варяг история корабля

9 февраля японский контр-адмирал Урио выдвинул русским кораблям ультиматум: покинуть порт и сдаться японцам, иначе русские суда будут атакованы прямо на рейде. Капитан В. Руднев отверг ультиматум и решил принять бой вне территории порта. Корабли покинули рейд и в полдень вошли в фарватер, ведущий в открытое море.

На выходе из порта их уже ждала вражеская эскадра, состоявшая из пятнадцати кораблей разных типов, во главе которой был в то время лучший в мире японский крейсер «Асама».

Неравный бой продолжался около часа. Основной удар вражеской артиллерии принял на себя «Варяг», который вскоре получил множественные повреждения, но продолжал обстрел вражеской эскадры. Впоследствии капитан Руднев в своём докладе написал, что во время боя потопил один из японских крейсеров и серьёзно повредил ещё несколько японских судов, хотя записи в военных архивах Японии не подтверждают этого. Во время боя «Варяг» потерял:

  • убитыми 1 офицера и 30 матросов;
  • ранеными 6 офицеров и 85 матросов;
  • было повреждена или уничтожена почти вся артиллерия корабля.

Гибель крейсера

Получив несколько серьёзных пробоин, «Варяг» вместе с «Корейцем» вернулся в порт, где капитан хотел попытаться устранить повреждения и продолжить бой. Но повреждения оказались слишком серьёзными, поэтому после короткого военного совета было принято решение эвакуировать экипажи обоих кораблей, а сами суда уничтожить. «Кореец» был взорван, а у «Варяга» открыли кингстоны, после чего он затонул на рейде 9 февраля 1904 г. в 18 ч. 10 мин. Это число и является датой гибели крейсера «Варяг».

По предварительной договорённости русские моряки были приняты на борт военных кораблей третьих стран (Великобритании, США, Франции, Италии). Позже, обязавшись не принимать участия в боевых действиях, моряки возвратились в Россию через нейтральные порты, где были встречены с большими почестями. Всех матросов и офицеров наградили боевыми орденами и именными подарками от Николая II.

Продолжение истории

Затопленный крейсер был поднят японцами со дна бухты Чемульпо через полгода после боя. После ремонта и модернизации корабль включён в 1907 г. в состав Императорского флота Японии как учебное судно под названием «Соя». Из уважения к подвигу русских моряков на корме корабля по решению императора Муцихито было сохранено старое название крейсера.

Гибель варяга дата

В 1916 г. он был выкуплен у Японии Россией и вошёл в состав русской флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 г. судно отправили для ремонта в Великобританию, но впоследствии из-за отказа большевистского правительства выплатить стоимость ремонтных работ оно было конфисковано английским правительством.

1925 год стал окончательной датой гибели «Варяга». В этом году проданный на металлолом корпус бывшего крейсера при транспортировке к месту разборки затонул во время шторма в Ирландском море на прибрежной отмели, где был позже взорван.

Впоследствии в 2003 г. на место взрыва была организована экспедиция, участники которой подняли с морского дна некоторые сохранившееся детали корабля.

За более чем сто лет история крейсера «Варяг», его судьба стала легендой, в которой тяжело отделить реальные факты от выдуманных событий. Но несомненно одно — русские моряки совершили реальный подвиг.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории