До появления холодильников и льдогенераторов доставка льда была важным занятием. Которое играло решающую роль в сохранении продуктов и напитков.
Это была уникальная профессия, которая процветала в конце 19-го и начале 20-го веков. И, как и многие другие вещи, изобретенные в то время, она ушла в историю. В этой статье мы рассмотрим то, что в старые времена было ценным товаром, и его влияние на общество.
К 19 веку холодильников еще не изобрели. В то время людям приходилось искать инновационные способы сохранения скоропортящихся продуктов летом. Для хранения ледяных блоков были сделаны ледяные ящики, ледники и утепленные конструкции.
Строительство мест для хранения ледяных блоков было одним важным делом, получение льда другим. Это было не так просто, как можно себе представить в наше время.
Заготовка льда
Когда-то заготовители льда зарабатывали на жизнь, используя замерзшие озера и пруды. А международная ледовая индустрия была процветающим бизнесом. Затем появилось охлаждение.
В мире до появления холодильников, когда получение льда заключается в нажатии кнопки или повороте лотка с кубиками, лед был роскошью. Напиток со льдом свидетельствовал о богатстве. А индустрия производства льда была многомиллионным предприятием.
Норвегия, центр добычи природного льда, экспортировала миллион тонн льда в год. Рынок США многократно превосходил эти объемы. На пике своего развития в XIX веке в торговле натуральным льдом в США было задействовано около 90 0000 человек и 25 000 лошадей.
Более того, спрос на американский лед в Лондоне был настолько велик, что норвежское озеро Оппегорд было переименовано в озеро Уэнхем (в честь озера в городе Массачусетс). Чтобы конкурировать с импортом американского льда в Англию.
К 1856 году американский лед поставлялся во все четыре стороны света. Включая Южную Америку, Карибский бассейн, Юго-Восточную Азию и Австралию, Персидский залив и крупнейший рынок сбыта – Индию.
В США было три центра производства льда: Нью-Йорк, Бостон и Чикаго. В 1880 году нью-йоркский лед продавался на 6 200 000 долларов. Что более чем в шесть раз превышало объемы продах бостонского льда.
Армии сборщиков льда
Такие объемы были бы невозможны без армий сборщиков льда, или ледорубов. Мальчиков и мужчин, которые распиливали куски льда там, где он образовывался естественным образом. На берегах прудов, озер и рек.
Прежде чем они смогли это сделать, они должны были создать инструменты для своей профессии. В начале 1800-х годов Фредерик Тюдор – будущий мировой ледовый магнат, нанимал бригады для ручной резки льда.
По мере роста спроса ледорубы Тюдора перешли на недавно изобретенные конные ледорубы. Похожие на плуг, эти конные фрезы забивали лед в равномерную сетку, что втрое увеличивало урожай.
Канадские ледорубы, напротив, использовали другую технику. Они очищали лед от выпавшего снега, а затем вручную резали его двухметровой или круглой пилой, прикрепленной к саням. Так же поступали и в Гренландии.
Иными словами, рубка льда была тяжелой сезонной работой. Более того, она была опасной: угроза утонуть или быть раздавленным 180-килограмовой глыбой нависавшей над людьми и лошадьми.
Инструментами ледяного человека были провода (чтобы связать мешки с кубиками), крючки, щипцы и ледорубы. Быть ледяным человеком было трудно. Его жизнь не была легкой. Они начинали свой день около 4 утра и заканчивали поздно вечером. А неумолимая погода делала это занятие еще более непростым.
Ледяная промышленность
Заготовка льда, если ее не останавливали сильные холода или оттепель, часто велась непрерывно днем и ночью. В конце концов, это была гонка со временем, иначе называемая весенней распутицей.
Кроме того, в зависимости от места сбора урожая и его размеров, плиты льда после рубки втаскивались с помощью шестов или кирок. И перевозились на санях в “ледяные дома” для хранения. Отсюда они отправлялись по всему миру и внутри страны.
Крупнейшими потребителями льда были производители пива. Пивоваренные компании использовали около миллиона тонн льда в год для производства и распространения своей продукции. И еще два миллиона тонн, для ее охлаждения и подачи. Помимо охлаждения пива, лед был необходим для сохранения свежести мяса и продуктов.
Более того, ледяная промышленность радикально изменила пищевые привычки. Благодаря ей лосось и омары из Бостона попадали в Калькутту. Где к 1833 г. “первое мороженое, которое когда-либо ели в Индии, было сделано с использованием массачусетского льда”.
В конечном счете, именно это привело к упадку индустрии заготовки льда. А вместе с ней и потребности в сборщиках льда.
Спрос на лед стимулировал развитие надежных средств искусственного охлаждения. В то же время успех торговли льдом, основанной на обилии ледяных водоемов и эффективном транспорте, отсрочил развитие искусственного производства льда.
Хотя заготовка льда продолжалась вплоть до 1950-х годов, когда был изобретен и широко распространен ящик для льда (а затем и холодильник). К концу 1800-х годов заготовка льда перестала быть выгодной в мировом масштабе.
В связи с колебаниями поставок, вызванными погодными условиями и получившими название “ледяного голода”, “натуральный лед начинал терять свою популярность”.
К 1914 году в США было произведено 26 млн. тонн искусственного льда. По сравнению с 24 млн. тонн льда, добытого естественным путем.
В заключении
Точно так же и в остальном мире, предприниматели предприняли шаги, чтобы перейти к более экономичным способам получения льда. Окончательный переход к охлаждению и индивидуальному производству льда означает, что теперь мы можем есть несезонные продукты, выращенные и собранные за десятки тысяч километров.
Но за удобство приходится платить. В данном случае это означает, что охлаждающие жидкости, способствуют глобальному потеплению. На их долю приходится десять процентов всех выбросов CO2. Это в два раза больше, чем авиация и судоходство вместе взятые.
А глобальное потепление отдаляет нас даже от возможности естественного образования льда. В конечном счете обрекая нас на замкнутый круг.