Пётр, одержав победу на царевной Софьей, понимал, что на стрельцов мало надежды, русскую армию нужно обновлять. В Измайлове нашли старый ботик, отремонтировали, но в Яузе было мало места для его испытаний. Поэтому сторонники Петра отправились в Переяславское озеро, где начали строить будущий флот.
Учителя-иностранцы
Молодому царю помогали иностранцы, проживающие в слободке.
- Одним из них был генерал Гордон, который по время ссоры с царевной прибыл в монастырь. Когда он скончался, то государь закрыл ему глаза и поцеловал лоб. Он помнил все заслуги генерала.
- Другим иностранцев, оказавшим большое влияние на формирование Петра, оказался Лефорт. Он плохо разговаривал по-русски, но знал 5 иностранных языков. Он был хорошим спортсменом. Именно Лефорт познакомил царя с Анной Монс. Лефорт оказывал большие заслуги царю, обучая его многим знаниям, за что и получал богатые подарки. Скромный домик Лефорта сменился богатым дворцом, обставленный богатой мебелью, дорогими картинами, гобеленами и скульптурами. Лефорт научил царя, как пить много, но сохранить свежую голову. Поэтому Пётр сохранял ясное сознание, выпивая большое количество алкоголя. Когда Лефорт умер, то прощаясь с ним, Пётр обливался слезами.
Обучение стрельцов
К началу 90-ых годов сформировалось 2 батальона по 300 человек в каждом, сначала для потехи. Почти каждый день государь проводил учение под руководством офицеров-иностранцев. Сержантами были русские, в том числе и царь. Командовал войском Автоном Головин. На Яузе возвели крепость – Пресбурх. Сражение продолжались несколько дней. В них принимали участие до 10 тысяч человек. Там получили ожоги генерал Гордон и сам Пётр. Сражались деревянным шпагами, хотя и с тупым концом. Но пороха не жалели. В сражениях были убитые и раненые. Обычно сражали два полка, в одном были потешные, а во втором состояли старые стрельцы. В основном побеждёнными оставались стрельцы, у них оставалась слабая военная подготовка.
В преобразование России иностранцы только помогали царю. Следовало найти и воспитать своих соратников. Иначе россияне не поняли бы всех начинаний преобразователя.
Царь набирает соратников отовсюду, не взирая на род и социальное положение. Он снисходительно учил их, увлекая своим примером. Он мечтал иметь не слуг, а товарищей и соратников.
Отношение к религии
На день рождения своего первенца царь решил пригласить генерала Гордона, много помогавшего ему в обучение стрельцов. Против приглашения иностранца выступил патриарх Иоаким. Он сказать, что нельзя иноземца, да ещё католика приглашать в Кремль. Царь уступил, но на другой день пригласил Гордона в свой загородный дом на большой праздник. Иоаким яростно защищал старинные московские устои. Он запрещал прихожанам общаться с еретиками, которые говорят на непонятном языке, питаются травой, которую называют салатом.
Он уверял, что иностранцы, занимающие высшие посты в армии, вызовут божий гнев на русское войско. Патриарх запрещал носить платья, сшитые на иностранный манер.
Иоаким скончался в марте 1690 года. После его смерти царь заказал себе немецкое платье: камзол, чулки, шпагу и парик. Ходить в таком одеянии самодержец осмеливался только в немецкой слободке.
При выборе нового патриарха царь мечтал взять из Пскова Маркела. Он был образован. Но царица под влиянием своих сторонников выбрала Андриана из Казани. А Маркела отклонили, так как он знал иностранные языки и носил короткую бороду. Петру пришлось уступить. Он убедился в силе тех, кто отстаивал отсталость России, её старомосковские порядки.
Церковный устав государя
В октябре 1691 года царь сочинил свой шутливый церковный устав. Там строго прописывался приём и назначение чинов шутовской иерархии. Если в церкви при приёме спрашивали, верует ли новый прихожанин? То в шутовском уставе спрашивали, пьёт ли он? Если он отвечал отрицательно, то ему запрещалось приходить в любой кабак.
Это следует расценивать как сатиру на настоящий церковный устав. Пётр собирал собор в основном на святки. Тогда они ездили по домам самых богатых бояр, славили бога и требовали угощения. Они не только сами много пили, но и заставляли пить хозяина. Собор состоял из 12 кардиналов, во главе их царь поставил своего учителя царя Никиту Зотова. Сам царь был всего лишь скромным протодьяконом собора. Так царь, вероятно, хотел подсмеяться над церковным уставом и искоренить пьянство среди служителей бога.