Уйгуры: от автономии к антиутопии

Уйгуры: от автономии к антиутопии

 

Кампания китайского правительства против уйгурского народа превратила провинцию Синьцзян, пожалуй, в крупнейшую на планете закрытую и находящуюся под наблюдением территорию.

Эта кампания не является результатом какого-либо недавнего события. А скорее коренится в конкурирующих представлениях о нации, империи и культуре. Которые уходят в прошлое на несколько столетий.

 

Кампания лишения свободы и надзора

 

Осенью 2016 года китайское правительство начало невиданную кампанию по массовому лишению свободы уйгурского населения. Огромный архипелаг лагерей, окруженных сторожевыми башнями и колючей проволокой, вырос, поглотив значительный процент уйгурского населения.

К 2019 году, когда кампания распространилась и на мусульманское население провинции, в лагерях проживало около 1,5 миллиона человек. Обычные люди, а также интеллектуалы, художники и знаменитости. Многие известные фигуры исчезли, и с тех пор о них ничего не слышно.

 

Кампания китайского правительства против уйгурского народа превратила провинцию Синьцзян, пожалуй, в крупнейшую на планете закрытую и находящуюся под наблюдением территорию.

 

Жизнь вне лагерей была ненамного лучше. Полицейские участки – “пункты безопасности”, расположены на каждом углу улицы и во всех городских районах. Полицейские патрули оснащены устройствами, которые могут сканировать радужную оболочку глаза, а также лица. Они имеют право проверять смартфоны граждан на наличие несанкционированного контента.

Синьцзян превратился в антиутопическое общество, подобного которому мир еще не видел.

Почему Китай начал эту кампанию лишения свободы и надзора? Ответ кроется в длительной борьбе между китайским государством и уйгурами. Которая уходит своими корнями в историю империи. Он также основан на конкурирующих взглядах на историю и на то, кому принадлежит земля.

 

Два взгляда на одних и тех же людей

 

Конфликт начинается с названия. Синьцзян – это китайский термин, означающий “Новый Доминион”. Он был придуман в 1884 году, когда Синьцзян получил статус провинции. Что означает, что он приобрел те же административные структуры, что и провинции в самом Китае.

 

Конфликт начинается с названия. Синьцзян - это китайский термин, означающий "Новый Доминион". Он был придуман в 1884 году, когда Синьцзян получил статус провинции. Что означает, что он приобрел те же административные структуры, что и провинции в самом Китае.

 

Уйгуры – выходцы из Центральной Азии, оказавшиеся в Китае в результате имперского завоевания. Уйгурский язык довольно близок к узбекскому и не имеет ничего общего с мандарином.

Китайское государство утверждает, что “Синьцзян со времен династии Хань (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.) был единым целым с многоэтнической китайской нацией”.

Уйгуры придерживаются несколько иного мнения. Они считают провинцию своей прародиной. Землей, завоеванной иностранными войсками. Для большинства уйгуров это история колониального завоевания и продолжающейся оккупации чужеземной державой.

 

Новое правительство, те же амбиции

 

Как сказал Мао Цзэдун много десятилетий спустя, "Китай - страна, обширная по территории, богатая ресурсами и многочисленная по населению. Ханьская народность, население которой велико, территория которых обширна и чьи ресурсы богаты". Эти огромные территории нельзя было отпускать.

 

Как сказал Мао Цзэдун много десятилетий спустя, “Китай – страна, обширная по территории, богатая ресурсами и многочисленная по населению. Ханьская народность, население которой велико, территория которых обширна и чьи ресурсы богаты”. Эти огромные территории нельзя было отпускать.

Тем не менее республика признавала неоднородность населения страны и видела себя “союзом пяти рас” – ханьцев, маньчжуров, монголов, тибетцев и мусульман. Тем не менее, это единство было во многом идеей ханьцев, по поводу которой с другими четырьмя “расами” не советовались.

Монголы вышли из республики, объявив о своей независимости. Тибетцы попытались последовать их примеру и обратились за поддержкой к Британской Индии.

 

Уйгуры, со своей стороны, развивали совершенно иное видение государственности. Активисты начали представлять себя как мусульманских жителей Восточного Туркестана.

 

Уйгуры, со своей стороны, развивали совершенно иное видение государственности. Активисты начали представлять себя как мусульманских жителей Восточного Туркестана. Как самостоятельную национальную общность, связанную языковыми и культурными узами с остальной частью Средней Азии и Османской империей.

Китайская республика быстро погрузилась в гражданскую войну, которая продолжалась до 1949 года. Синьцзян был в значительной степени отрезан от центра.

 

Уйгуры в период смуты

 

Между тем революция 1917 года в России принесла в Синьцзян значительные изменения. Империя рухнула в 1917, большевики пришли к власти и создали первое в мире социалистическое государство.

 

События на земле шли своим чередом. Уйгурские активисты провозгласили две разные независимые республики в 1933 и 1944 годах. У них была разная политическая ориентация, и ни одна из них не добилась успеха. До сих пор многие уйгуры помнят их как попытки создания государственности.

 

Советы также стремились распространить революционное движение по всему миру. Китай для них был важным фронтом борьбы против империализма.

Главным каналом советского влияния в Китае был Коммунистический Интернационал (или Коминтерн). Ее представители внесли в политику Китая советские представления о признании национальности и территориальной автономии.

События на земле шли своим чередом. Уйгурские активисты провозгласили две разные независимые республики в 1933 и 1944 годах. У них была разная политическая ориентация, и ни одна из них не добилась успеха. До сих пор многие уйгуры помнят их как попытки создания государственности.

 

Основание Китайской Народной Республики

 

Приход к власти коммунистов изменил отношения между Синьцзяном и Китаем. Впервые после цинского завоевания 1750-х годов провинция стала полностью интегрироваться в китайское государство.

 

События в самом Китае определили судьбу Синьцзяна. В 1949 году КПК выиграла гражданскую войну и пришла к власти. Синьцзян находился далеко от линии фронта гражданской войны и почти не участвовал в боевых действиях.

Приход к власти коммунистов изменил отношения между Синьцзяном и Китаем. Впервые после цинского завоевания 1750-х годов провинция стала полностью интегрироваться в китайское государство.

 

Постсоветское подавление

 

Распад Советского Союза заставил КПК переосмыслить свою политику. Урок, который КПК извлекла из распада СССР, заключался в том, что не дать слишком много свободы “меньшинствам”. Которые затем бы использовали ее для разрушения страны.

Китайское государство все больше настаивало на том, чтобы все граждане Китая принадлежали к единой нации с единой всеобъемлющей культурой. Что сводит национальные меньшинства к простым этносам.

 

Приход к власти коммунистов изменил отношения между Синьцзяном и Китаем. Впервые после цинского завоевания 1750-х годов провинция стала полностью интегрироваться в китайское государство.

 

В 1990-е и 2000-е годы среди уйгуров также наблюдался всплеск мусульманского сопротивления китайскому правлению. Сопротивление иногда переходило в насилие. В течение 1990-х и 2000-х годов ряд массовых протестов перерос в беспорядки. Затем последовали беспорядки в Урумчи в июле 2009 года.

 

От “сепаратизма” к “терроризму”

 

До 2002 года Китай возлагал вину за недовольство уйгуров на “сепаратизм” и “пантюркизм” – последнее пугало, когда-то использовавшееся Советским Союзом. В 2001 году государство начало использовать повод борьбы с терроризмом, которая возглавлялась США. Теперь сопротивление уйгуров приписали “трем бедам”: сепаратизм, религиозный экстремизм и терроризм.

 

Текущая направленность политики Китая в Синьцзяне определяется как "решительное пресечение попыток" Западных держав контролировать Китай, критикуя его политику в Синьцзяне. И противодействие исламистам, которые, якобы пытаются сдерживать Китай используя террор.

 

Текущая направленность политики Китая в Синьцзяне определяется как “решительное пресечение попыток” Западных держав контролировать Китай, критикуя его политику в Синьцзяне. И противодействие исламистам, которые, якобы пытаются сдерживать Китай используя террор.

Если так китайское правительство видит мир, то новая нормальность никуда не денется.

 

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории