Каждый месяц Рамадан мусульмане всего мира соблюдают месячный пост. Этот обязательный акт требует от мусульманина воздерживаться от еды и питья с момента восхода солнца до его захода.
Иными словами, движение Земли и положение Солнца, создающее движение дня и ночи, определяют период поста во всех точках земного шара.
Что было бы, если бы некоторые мусульмане поселились в регионе, где солнце не садится за горизонт. И весь день для них был бы светлым.
Не будут ли они поститься 24 часа без перерыва? Вот объяснение.
Опыт проживания в регионе, где нет ночи
Вследствие наклона оси Земли и ее движения вокруг Солнца возникает странное (для нас) явление, определяемое как “полуночное солнце”.
Оно может происходить в некоторых частях света. В результате чего в этих местах солнце не заходит за горизонт. Иногда на протяжении несколько месяцев подряд.
Двумя основными точками, где это явление проявляется наиболее ярко, являются Северный полярный круг на севере. И Антарктический круг, на южном полюсе.
С подобными явлениями сталкиваются и некоторые районы, расположенные в самой северной части Земли. Например, Юкон в Канаде, Шпицберген в Норвегии, Мурманск в России и ряд других.
Обычно, длительность светового дня будет составлять от 2 до 4 месяцев. В зависимости от их положения. Например, на Шпицбергене, жители не видят ночи в течение почти 4 месяцев.
Кроме того, что это называют “полуночное солнце”, также явление называется полярным днем. Противоположностью этому явлению является “полярная ночь”. Когда в районах северного и южного полюсов ночь длится более 24 часов.
Есть ли в соответствующих регионах мусульманские общины?
Помимо поста, из-за отсутствия движения солнца затрудняется и молитва. И этот вопрос приводит к спорам, разделяя тамошние исламские общины.
Об этой теме мы поговорим чуть позже.
Небольшие группы исламских общин, проживающих в Арктике, Швеции, Норвегии, Финляндии, России и т.д., должны иметь решение этой проблемы. На случай, если дата Рамадана попадает на период полярного дня.
Есть два пути, которые они практикуют, исходя из изданной фетвы.
Во-первых, они будут совершать молитвы и поститься, ориентируясь на время ближайшей исламской страны, чаще всего Турции.
Второе решение заключается в том, что они совершают обязательные богослужения по времени, принятому в Мекке (Саудовская Аравия). Второе решение часто используется как вариант формирования единообразия между общинами. Что обусловлено статусом Мекки как священного города и Киблы мусульман.
Если, например, в Мекке время восхода фаджра приходится на 7.00 утра, то общины, находящиеся в поясах полярного дня, также будут считать 7.00 временем фаджра.
Если в Мекке время магриба, которое также является временем прерывания поста, наступает в 7.30 вечера, то они также будут прерывать пост в 7.30 вечера по своему времени.
Размышления о разногласиях
До принятия этой фетвы мнения мусульманского сообщества расходились в решении вопросов, связанных с этим уникальным явлением. Особенно в связи с тем, что произошло в России.
Один из российских уламов по имени Абу Наср Курсави в начале XIX века вызвал споры в исламской общине своей страны. В России того времени исламская община считала, что молитва не является обязательной. Если не происходит смена дня и ночи.
В данном вопросе Абу Наср утверждает, что такая позиция должна быть изменена. Не продолжая произвольно объявлять обязательный акт поклонения ненужным только потому, что не соблюдены условия заката и восхода.
Идеология, привнесенная Абу Насром, со временем вылилась в школу. Которая была принята большим количеством молодых мусульманских умов. Поэтому она получила название “школа Джадида”.