Многие ли знают, что Керченский мост был построен довольно давно? И что с ним случилось? Вот его краткая история.
Первая попытка строительства – немецкая
Оккупировав Крым в 1943 году, немцы сразу же озаботились строительством переправы через Керченский пролив. Они провели все необходимые геологоразведочные работы, учли все возможные риски и решили отказаться от устройства полноценного мостового перехода. Взамен в сжатые сроки была построена подвесная канатная дорога, которая успешно функционировала до самого бегства оккупантов из Кубани и Крыма.
Строительство моста в 1944 году
Сразу, после освобождения Крыма Иосиф Сталин принял решение построить капитальный железнодорожный переход через пролив. К строительству приступили немедленно, и его темпы поражают воображение. Строительство началось в апреле 1944 года, и уже всего через семь месяцев, 3 ноября того же года по мосту прошёл первый грузовой поезд.
Разрушение
Проблемы с мостом появились практически сразу после победных докладов в столицу. Уже в конце 1944 года в проливе начался сильнейший шторм, который повредил часть свай на эстакаде.
В феврале 1945 года случилось другое природное бедствие – через Керченский пролив под воздействием сильнейшего северо-западного ветра пошёл лёд с Азовского моря. При температуре воздуха – 6 градусов, лёд был чрезвычайно крепким. Его напор на отдельные опоры моста метами достигал 270 тонн. Строители и военные отчаянно боролись за мост: в штормовых условиях продолжалось бетонирование опорных элементов моста, авиация наносила бомбовые удары по ледяным торосам, сапёры подрывали лед у опор.
Удивительно, но мост в таких условиях продолжал функционировать. 11 февраля по нему проследовал спецпоезд: после Ялтинской международной мирной конференции на нём возвратились в Москву члены советской делегации. Но уже спустя неделю, под ледовым натиском начали разрушаться первые опоры мостового перехода. В последующие три дня были уничтожены 42 опоры из имеющихся 115. Керченский железнодорожный мост обрушился.
Расследование причин разрушения
Для расследования причин повреждения моста была создана специальная правительственная комиссия. После тщательного разбирательства был сделан однозначный вывод – вины строителей нет. А мост отстоять не удалось. После того, как растаял лёд, его останки разбирали и использовали на других стройках ещё целых 23 года.
Послевоенная попытка строительства перехода
После окончания войны была предпринята ещё одна попытка вернуться к строительству Керченского моста – его «второй версии». Соединить Крымский полуостров с Таманским, планировалось на северном участке Керченского пролива, в его самой узкой части. Однако, этому воспротивились эксперты Госплана СССР. Тем не менее, наркомат путей сообщения в лице его руководителя И.В. Ковалёва настаивал на строительстве, и просил Л.П. Берию, в то время заместителя председателя Совета министров СССР, «воздействовать» на Госплан. В Государственном архиве сохранилось письмо, где Берия собственноручно поручил председателю Госплана Н.А. Вознесенскому изучить совместно с Ковалёвым вопрос о строительстве нового Керченского моста.
Два года проектировщики разрабатывали проект моста с учётом новых требований к его безопасности. 4 марта 1949 года, только назначенный министр путей сообщения Б.П. Бещев докладывает Сталину о готовности проекта. Но по каким-то причинам Иосиф Виссарионович отклонил все предложенные варианты. После этого уже никто не предлагал строить Керченский мост.
Совместные планы России и Украины
Много лет спустя Украиной и Россией была образована межгосударственная проектная группа, которая вернулась проектированию мостового перехода между Краснодарским краем и Крымом с учётом всех геологических условий. Последнее распоряжение Кабмина Украины о создании международной экспертной группы датировано 2010 годом. Было предложено два варианта:
- Строительство моста немного к северу от паромной переправы в наиболее узкой части пролива. Его предложил украинский мостостроитель Г. Росновский.
- Построить дамбу соединяющую косу Чушка, и мыс Фонарь. Мост должен быть перекинут только через судоходный канал. Этот вариант предложил Московский гидротехнический институт.
Дальше разговоров и деклараций о намерениях тогда дело не пошло.16 мая 2018 года был введён в эксплуатацию новый Керченский мост, точнее его первая очередь – автомобильный переход. Россия построила его самостоятельно. Но это уже совсем другая история.