25 июля 2000 г. пассажиры парижского аэропорта с ужасом наблюдали, как взлетал пылающий сверхзвуковой “Конкорд”. В противостоянии с бушующим огнем и двумя отказавшими двигателями, пилоты боролись за то, чтобы удержать самолет в воздухе. Мчась прямо над землей в отчаянной гонке со временем. Это была гонка, которую они никак не могли выиграть.
Внезапная и драматическая потеря “Конкорда” потрясла мир. Культовый авиалайнер летал в течение 24 лет без единой аварии. Вдохновляя миллионы людей своей формой и скоростью 2 Маха.
Следователи обнаружат цепочку ошибок, которые привели к катастрофе. Которая завершилась 46 отчаянными секундами, которые навсегда изменили авиацию.
Статус против практичности
В начале 1960-х мир ожидал, что эра реактивных самолетов будет не более чем ступенькой на пути к чему-то гораздо большему. К эре сверхзвукового транспорта. Реактивные самолеты вдвое сократили время полета. Но если бы лайнеры могли преодолевать звуковой барьер, это время можно было бы сократить еще вдвое.
Производители ожидали, что в течение пятнадцати лет “сверхзвуковые транспортные средства” или СТС станут доминировать на рынке.
Но самым большим препятствием оказалась практичность. Им требовались огромные полосы для взлета и посадки. И им нужно было летать по большей части над водой. Потому что звуковые удары вызывали массовое недовольство.
По мере того, как правительства и производители теряли интерес, в разработке остался только один. Французо-британский проект, известный как Concorde.
Он действительно был намного быстрее обычных самолетов. Но он так и не достиг главной цели, которая должна была быть не только быстрее, но и эффективнее.
British Airways и Air France – единственные, купившие “Конкорд”, обнаружили, что он гораздо более эффективен в качестве символа статуса.
Цепь случайностей
Concorde был похож на другие самолеты в том, что взлеты и посадки были самой опасной частью каждого полета. Самолет предназначался для полетов на больших высотах с большой скоростью. Но на подлете к аэропорту и после взлета он ощущался и выглядел скорее как рыба, пытающаяся выбраться на сушу.
Несмотря на все эти трудности, к 2000 году Concorde находился в эксплуатации более 24 лет без каких-либо серьезных проблем с безопасностью.
25 июля 2000 г. сто пассажиров собрались в аэропорту Шарля де Голля в Париже, готовые к посадке. Они планировали прибыть в Нью-Йорк чуть более чем через три часа. Что в два раза быстрее обычного рейса. Но “Конкорд” часто задерживался. И сегодняшний день не стал исключением: посадка произошла с опозданием на 45 минут.
На рейсе 4590 экипаж и их диспетчеры столкнулись с логистической задачей. Самолет был полностью заполнен 100 пассажирами, девятью членами экипажа, большим количеством багажа и 95 000 кг топлива.
Экспертные расчеты позже покажут, что самолет действительно вышел за пределы утвержденного диапазона. Реальная масса самолета как минимум на 700 кг превышала максимальную взлетную массу в данных условиях.
Навстречу катастрофе
Двигаясь на огромной скорости, шина левой стойки шасси наехала на металлическую полосу, лежащую ребром на земле. Металл мгновенно глубоко врезался в шину, находящуюся под высоким давлением. В результате чего та, с огромной силой, разрушилась.
В течение доли секунды куски резины и металла начали летать во всех направлениях. Разрывая провода, повреждая створки шасси и врезаясь в нижнюю часть крыла. Топливо сразу же начало вытекать из отверстия в топливном баке № 5. Устремляясь назад, где провод, поврежденный летящими обломками, немедленно поджег его.
Когда под левым крылом вспыхнул огромный шлейф пламени, оба двигателя на этой стороне потеряли мощность.
Прямо напротив, на рулежной дорожке с левой стороны полосы 26R, остановился “Боинг-747”, в котором находился президент Франции Жак Ширак. Только что вернувшийся из поездки в Японию. Его пассажиры в ужасе наблюдали, горящий “Конкорд” рванувшийся в воздух. Кто-то сфотографировал огненный взлет, увековечив момент на пленку.
К этому моменту “Конкорд” уже встал на необратимый путь, закончившийся его неминуемой гибелью. При максимальном взлетном весе, с двумя выключенными двигателями и выпущенным шасси требовалась скорость свыше 300 узлов. Единственным способом достичь такой скорости было снижение, но для этого не было места.
При скорости самолета значительно ниже 200 узлов и быстром падении, время, оставшееся до катастрофы, измерялось секундами.
Но у экипажа были другие планы. Почти прямо перед ними находился муниципальный аэропорт Ле-Бурже, всего в паре километров. Его полоса была не достаточно длинной, но это была их единственная надежда. “Ле Бурже!” – воскликнул первый офицер Маркот.
Крушение Конкорда
Но Конкорд был вне времени и вне воздушной скорости. В этот момент самолет замедлился ниже минимальной скорости, необходимой для сохранения устойчивости.
Лайнер врезался в заднюю часть отеля l’Hotelissimo недалеко от Гонесса. Самолет расколол отель надвое, выбросив огромный огненный шар, который пронесся по коридорам и комнатам.
К тому времени, когда прибыли пожарные расчеты, отель и останки “Конкорда” уже в основном сгорели дотла. Пожарные бросились тушить пламя, но было ясно, что никто из находившихся на борту не мог выжить. Все 109 пассажиров и экипаж погибли. А также четыре сотрудника отеля.
Крушение Конкорда потрясло весь мир. В нем не было ничего такого, что делало бы невозможным крушение. И все же никто не предполагал, что это произойдет.
Изображения самолета, охваченного огнем, заполнили первые страницы мировых газет. Французские власти провели тщательное расследование. Но причина, изначально подозреваемая в проблеме с двигателем, оказалась для всех неожиданностью.
Причина обнаружена
Что же это была за металлическая полоса и откуда она взялась? Этот вопрос быстро открыл совершенно параллельную область исследований. Первоначальный осмотр полосы оставил у следователей сомнения в том, что это была даже часть самолета.
В конечном итоге следователи сузили перечень подозреваемых до самолетов, взлетавших с полосы 26R, между последней проверкой и рейсом 4590.
Износостойкие полоски представляли собой отрезки металла, прикрепленные к внутренним краям рамы двери. Пока самолет находился в полете, дверь имела тенденцию слегка колебаться, что приводило к износу. Но если дверь закрывалась заподлицо с полосой, сделанной из менее прочного материала, полоса изнашивалась бы вместо двери. Эти накладки были такими незначительными и одноразовыми, что механикам разрешалось изготавливать новые прямо на месте.
Следователи пришли к выводу, что эта неправильно изготовленная и установленная полоса расшатывалась до тех пор, пока, наконец, не отвалилась. Когда 25 июля Рейс DC-10 взлетел с полосы 26R. Пять минут спустя “Конкорд” наехал на нее.
После публикации отчета суд признал Continental Airlines и механиков, работавших над накладкой, виновными в катастрофе. И приговорил причастных к нескольким условным приговорам.
В заключении
К тому времени, когда Concorde, со снятыми с него обвинениями, вернулся в строй в конце 2001 года, мир изменился. Катастрофа навсегда подорвали доверие общественности к самолету.
Оглядываясь назад, можно сказать, что отказ от Concorde был правильным решением, каким бы трудным оно ни было. Самолет занимал нишу, которой на самом деле никогда не существовало. Его скорость и эффективность всегда бледнели по сравнению с недостатками.
И все же нас по-прежнему тянет к величию Конкорда. Парящей белой птицы, стоявшей особняком от всех других самолетов. Concorde был не просто самолетом: это был символ человеческих достижений. Выражение промышленной красоты и мечты о новой эпохе. Но спустя более 20 лет после катастрофы, можно сказать, что мечта умерла 25 июля 2000 г. вместе с рейсом 4590 Air France.