Английский драматург, романист и автор рассказов Сомерсет Моэм широко известен как один из первых авторов шпионских книг. Который также зарабатывал себе на жизнь в качестве секретного агента. Хотя, похоже, он не был слишком очарован своей теневой стороной жизни.
“Работа агента разведки, в целом однообразна. Многое из этого необычайно бесполезно. Автору приходится самому делать историю связной, драматичной и правдоподобной”, – писал Моэм в предисловии к своей полуавтобиографической книге “Эшенден”.
Одним из поклонников романистов был создатель агента 007 Ян Флеминг. Который ездил на виллу Моэма Мореск, чтобы навестить британскую литературную знаменитость на юге Франции.
Хотя Моэм родился в Париже в 1874 году, а Флеминг три десятилетия спустя в Лондоне в 1908 году, они разделяли любовь к приключениям, разведывательной работе и литературе. Некоторые считают, что Флеминг даже использовал “Эшенден” Моэма в качестве основы для Джеймса Бонда.
Ранние годы писателя-шпиона
Уильям Сомерсет Моэм был четвертым из шести детей. Годы его становления были окружены трагедиями и лишениями. Его мать, Эдит, умерла от туберкулеза в возрасте 41 года. Всего через шесть дней после рождения сына, который умер в возрасте всего одного дня. Отец Моэма умер от рака два года спустя.
Молодой Моэм был воспитан его дядей, викарием, в Уитстабле, Англия. “У меня никогда не было дома. Я стал сиротой в очень раннем возрасте”, – сказал Моэм.
Его семья хотела, чтобы он стал юристом. Но вместо этого он получил квалификацию врача, став хирургом в больнице в Лондоне. Втайне от своей семьи он начал писать в возрасте 15 лет. И его работа врачом-стажером дала ему оснобу для дебютного романа “Лиза Ламбетская” (1897 г.).
“Я всегда думал, что за эти пять лет в больнице Святого Томаса я узнал все, что знаю о человеческой природе”, – сказал он.
Затем Моэм написал серию комедий для театра. А в возрасте 33 лет у него одновременно были поставлены четыре пьесы в лондонском театральном районе Вест-Энд.
Двойная жизнь шпиона
Моэм боролся со своей сексуальностью. Он женился на богатой разведенной Сири Велкам, и в 1915 году у них родилась дочь. Хотя он жил как муж и отец в Великобритании, у Моэма также был любовник за границей. И последние годы жизни он провел на Французской Ривьере с Джеральдом Хэкстоном, умершим в 1944 году. А затем с Аланом Сирлом, его личным секретарем.
Хотя Моэм считался слишком старым, чтобы присоединиться к британской армии в начале Первой мировой, в 1914 году. Тем не менее, он пошел добровольцем в Корпус скорой помощи на Западном фронте.
Он был идеальным кандидатом на разведывательную работу. Моэм получил образование в британской государственной школе и свободно говорил на английском, французском и немецком языках. В сентябре 1915 года он встретил сотрудника разведки, который завербовал его для работы в британской секретной службе.
Сообщается, что Моэм был главным агентом американских и британских спецслужб в России. В течение первых нескольких недель, предшествовавших перевороту 1917 года в России. Однако об этом периоде мало что написано. Прошло десять лет, прежде чем Моэм сам написал о России. Но уже тогда он представил себя в вымышленной роли Эшендена.
И Моэм совершенно четко заявляет, что его жизнь была не приключением, а сидячей жизнью в писательском кресле. Что, конечно, не так: в 1917 г. он был послан в Россию, чтобы попытаться остановить революцию. Но не смог и едва не лишился жизни.
В романе “Подводя итоги” вы не найдете ничего откровенного о его шпионских подвигах. Чего и не следовало ожидать от профессионального разведчика, который в 1938 г., скорее всего, все еще работал на МИ-6.
Литературные влияния Моэма
Моэм был большим сторонником американской литературы и восхищался писателем Эрнестом Хемингуэем. Среди своих любимых книг он также назвал “Моби Дика” Германа Мелвилла и “Гекльберри Финна” Марка Твена.
“Я действительно восхищался Редьярдом Киплингом, но не могу сказать, что испытывал к нему какую-то привязанность”, – сказал однажды Моэм.
Моэм умер в возрасте 91 года в 1965 году, довольный тем, что задокументировал свой жизненный опыт для будущих поколений.
Незадолго до кончины он сказал интервьюеру: “Оглядываясь назад, я ужасаюсь всем ошибкам в жизни, ужасным ошибкам. И преимущество писателя в том, что все свои ошибки ты можешь использовать для копирования”.