Такие статуи, как “Давид” Микеланджело или “Мыслитель” Огюста Родена, – это не просто произведения искусства. Они служат окнами в прошлое.
Они отражают не только культуру, но и художественные возможности того времени. Однако за прошедшие годы историки обнаружили множество статуй со сломанными носами, руками, ушами и многим другим. В связи с этим возникает вопрос: “Зачем кому-то понадобилось портить произведение древнего искусства?”
Этот вопрос интригует не только историков, но и искусствоведов, и просто любителей искусства. Сегодня мы рассмотрим несколько возможных причин этого явления. Является ли это просто результатом времени или чем-то гораздо более сверхъестественным?
Культуры часто портили статуи, чтобы уменьшить силу, которой они обладали
Одна из наиболее интересных причин глумления над древними статуями относится к области мистики. В некоторых древних культурах, например у египтян, считалось, что статуи обладают собственной “жизненной силой”.
Поклонники молились статуе и совершали в ее присутствии ритуалы, выражая свое почтение. Поэтому, когда враги вторгались в эти места, они уродовали статую, чтобы “вывести ее из строя”.
Хотя египтяне не считали статую “живой” в подлинном смысле этого слова, они верили, что жизненная сила входит в статую через нос. Чтобы предотвратить проникновение жизненной силы в статую, нужно было сломать нос. В прошлом люди верили, что это убивает статую. Сейчас повреждение этих религиозных и культурных символов рассматривается как акт иконоборчества.
Считалось, что разрушенная часть тела статуи делает ее неспособной выполнять свою работу. Если отрезать у статуи уши, то она не сможет слышать молитвы своих почитателей. Если сломать левую руку, то статуя не сможет благословлять верующих подношениями. Однако, политика мотивировала иконоборчество гораздо больше, чем вера.
Статуи часто подвергались гневу новых правителей, стиравших историю
На протяжении многих веков памятники и произведения искусства подвергались разрушительному воздействию бесчисленных сражений. Эти произведения искусства не только часто повреждались в ходе сражений, но и становились объектами нападений правителей, стремившихся утвердить свою власть.
Люди также уродовали и разбивали статуи неугодных правителей. Повреждение облика вождей было распространено на протяжении всей истории человечества. И мы видим, как это происходит и сегодня.
Подобной практики придерживались все культуры древнего мира. Оскверняя статую, люди стремились стереть и дискредитировать историю и достижения правителя.
Эта практика восходит к Месопотамской цивилизации, существовавшей примерно в 2300-2150 гг. до н.э. У изображения их правителя, царя Саргона Аккадского, были отрезаны уши, сломан нос и выколоты глаза. Это было задумано как драматическое изображение окончательного падения некогда великого вождя.
Время – не лучший хранитель статуй и памятников
Как и все, что создано человеком, даже статуи со временем подвергаются воздействию времени. Общий износ с годами приводит к повреждению статуй, их разрушению и эрозии. Даже благодаря современным методам сохранения такие картины, как “Мона Лиза”, продолжают разрушаться.
Учитывая, что статуи подвергаются еще большему воздействию стихии, вполне логично, что время влияет на их внешний вид. Однако специалисты могут определить, когда статуя повреждена эрозией, а когда она была намеренно изуродована человеком.
Время объясняет некоторые повреждения статуй, но иконоборчество и политический протест также являются важными факторами.
Отсутствие носов, рук, ушей и других элементов у древних статуй – очень интригующая загадка, которую историкам еще предстоит разгадать.
Хотя статуя может выглядеть не так, как было задумано, эти уродства служат для исследователей окном в прошлое. Изучая подобные случаи на протяжении всей истории человечества, специалисты стараются составить целостную картину поведения и чувств людей прошлого.