Русская армада 1905 г., как Тихоокеанский флот России был уничтожен

Русская армада 1905 г., как Тихоокеанский флот России был уничтожен

 

В начале двадцатого века ни Китай, ни Корея не приспособились к реалиям современной политики или войны. Россия и Япония, с другой стороны, успешно сделали это. И обе страны пытались увеличить свою власть на Дальнем Востоке за счет китайцев и корейцев. Либо путем аннексии, либо путем приобретения экономических концессий.

Россия расширялась на юг из Сибири в Маньчжурию и Корею. А Япония двигалась на север в те же регионы. К 1903 году столкновение между ними казалось неизбежным. И в следующем году оно произошло.

В июле 1903 года японское правительство предложило начать переговоры об урегулировании споров с Россией. Одним из предложений был раздел Кореи по 39-й параллели.

 

Начало войны

Переговоры все еще продолжались 9 февраля 1904 года, когда без объявления войны японские эсминцы вошли на рейд российской базы в Порт-Артуре. И в течение нескольких минут торпедировали и вывели из строя два русских линкора и броненосный крейсер.

Русские корабли были освещены, как в мирное время, а орудия береговых батарей все еще были в смазке и брезенте. Временно выведя русский флот из строя, японцы сразу же начали перебрасывать войска на материк с целью оккупации Кореи.

До нападения Японии российский Тихоокеанский флот (известный как Первая эскадра) был примерно равен японскому военно-морскому флоту. Хотя и испытывал трудности из-за поставок по однопутной Транссибирской магистрали.

После нападения не могло быть и речи о том, чтобы российский флот атаковал шесть японских линкоров. Флот, которым командовал вице-адмирал Хейхачиро Того. Если бы он продолжил атаку, он почти наверняка уничтожил бы Первую Тихоокеанскую эскадру тогда и там.

Но он знал, что у России было много кораблей на Балтике, которые можно было бы отправить на Дальний Восток. И что он должен был вести войну таким образом, чтобы сохранить свой флот в целости, до прихода российской поддержки.

 

российский Тихоокеанский флот (известный как Первая эскадра) был примерно равен японскому военно-морскому флоту

 

Японская тактика войны

Японцы, по сути, вели войну разовыми вылазками. Внезапные нападения на Порт-Артур и Перл-Харбор – не единственная параллель. Которые можно провести между войной 1904 года, и войной 1941 года.

Точно так же, в 1941 и 1942 годах они не осмеливались в полной мере использовать свои успехи на Тихом и Индийском океанах. Опасаясь ослабить себя в других местах, так и в 1904 году. Японская стратегия в обеих войнах состояла в том, чтобы врасплох захватить как можно больше территории. А затем остановиться и защитить свои завоевания.

В 1904-5 годах они были правы в своих расчетах, и результат был гораздо более ощутимым.

Но если основная проблема для Японии заключалась в том, как преодолеть силы, намного превосходящие ее собственные. То проблема русских заключалась в том, как сосредоточить свои большие силы на дальневосточном театре военных действий.

Российский военно-морской флот был примерно в три раза больше японского. Но он был разделен на три группы. Каждая примерно одинакового размера. Одна на Дальнем Востоке, одна в Черном море. И одна в Балтийском.

Черноморскому флоту, согласно условиям Берлинского договора, было запрещено проходить через Босфор. Как только на Дальнем Востоке началась война, в Санкт-Петербурге не было сомнений в том, что следует делать. Русская армия в Маньчжурии должна была занять оборону, ожидая прибытия подкреплений по Транссибирской магистрали. Порт-Артур должен был выстоять, несмотря на осаду, защищаемый своим гарнизоном и Первой эскадрой.

Вторая эскадра, Балтийский флот, будет отправлена в кругосветное путешествие на Дальний Восток. Как только он прибудет, объединенные Первая и Вторая эскадрильи нанесут поражение силам Того. Япония капитулирует, и в ожидании этого события уже были подготовлены планы военной оккупации побежденной страны.

 

Япония капитулирует, и в ожидании этого события Россией уже были подготовлены планы военной оккупации побежденной страны.

 

Выход Второй эскадры

Однако, задачу переброски Второй эскадры с Балтики на Дальний Восток можно было описать как самое сложное военное предприятие. С тех пор, как Ганнибал перевел своих слонов через Альпы. Она включала в себя маршрут без баз протяженностью около 18 000 километров.

Хотя война началась в феврале, только в сентябре эскадра вышла в море для проведения учебных стрельб. Результаты были обескураживающими. Два крейсера сели на мель. Линкоры раз за разом оказывались на грани столкновения друг с другом во время маневрирования. Механические поломки были частыми, а уровень артиллерийского вооружения был ужасающим.

Тем не менее, через месяц после испытаний, эскадра вышла 15 октября. Еще до того, как корабли покинули Россию, было ясно, что запасов боеприпасов недостаточно для ведения войны.

В ночь с 21 на 22 октября эскадра прошла через британские рыболовецкие флотилии у Доггер-Бэнк. Некоторые небольшие суда были приняты за вражеские торпедные катера, и был открыт огонь. Один траулер был потоплен, шесть получили повреждения. Кроме того, российский крейсер “Аврора” четыре раза был поражен российскими снарядами.

В Британии немедленно разразился протест. Как официальный, так и неофициальный, в котором смешались гнев и презрение. Кризис начал спадать 1 ноября, и вскоре Россия согласилась выплатить компенсацию.

 

Русская армада 1905 г., как Тихоокеанский флот России был уничтожен

 

Угольная эскадра

Тем временем Вторая эскадра разделилась. Основная часть отделилась от легких сил “крейсеров и эсминцев” под командованием контр-адмирала Фолькершамна. Эти две группы должны были встретиться на Мадагаскаре.

И теперь главной проблемой эскадры была добыча угля в море в тропиках. Операция, которая проводилась с немецких угольных шахт. Загрузка угля могла продолжаться на корабле более двадцати четырех часов подряд. С облаками угольной пыли, скрывающими солнце. И все, начиная с капитана, непрерывно работали в трюмах, подъемниках и бункерах.

Уголь был уложен не только в бункерах, но и на промежуточных палубах кораблей. И дополнительный вес на борту так затянул корабли в воду, что их основные броневые пояса были погружены.

Но, по-видимому, альтернативы этому не было. Поскольку российское верховное командование не питало никаких надежд. Что, эскадра сможет пополнить запас по суше, достигнув Дальнего Востока. Поскольку Транссибирская железная дорога была слишком занята снабжением армии.

Прибытие на Мадагаскар состоялось 29 декабря. Там они узнали, что Порт-Артур пал. И то, что оставалось от Первой эскадры, затонуло само. Если когда-то и был хороший план отправить Вторую эскадру в Тихий океан, то теперь это было уже не так.

 

Тем временем Вторая эскадра разделилась. Основная часть отделилась от легких сил "крейсеров и эсминцев" под командованием контр-адмирала Фолькершамна. Эти две группы должны были встретиться на Мадагаскаре.

 

Вице-адмирал Макаров

Однако до того, как Первая эскадра прекратила свое существование. Был момент, когда казалось возможным, что Россия сможет достичь, по крайней мере, равенства с японским флотом.

Это было в марте, через месяц после первой японской торпедной атаки. Как и почти все великие события в российском военно-морском флоте, это было в основном заслугой одного человека.

Перед началом войны в Порт-Артур был направлен командующий эскадрой вице-адмирал Макаров. По общему мнению, лучший командир российского флота и адмирал. Который вместе с Того, своим победоносным противником, считался одним из великих моряков эпохи пара и стали.

Макаров происходил из народа, оба его деда были унтер-офицерами. Позже он был первым из царских офицеров, чье имя было присвоено советскому военному кораблю. Он отличился как исследователь Арктики. Как эксперт, чьи идеи намного опережали иностранные военно-морские силы. И как командир флотилии торпедных катеров в Черном море во время русско-турецкой войны 1876-77 годов.

Через два дня после прибытия в Порт-Артур, Макаров вышел в море на небольшом легком крейсере. И это было то, что принесло новую надежду обескураженным офицерам и солдатам Первой эскадрильи.

Макаров ясно видел, что эскадрилья не готова сражаться с японцами. Но он также видел, что ее можно привести в форму. И что более важно, он убедил в этом своих офицеров и экипажи. Этот период надежды длился тридцать семь дней, а затем наступила катастрофа.

 

Перед началом войны в Порт-Артур был направлен командующий эскадрой вице-адмирал Макаров. По общему мнению, лучший командир российского флота и адмирал

 

13 апреля, подняв флаг на линкоре “Петропавловск”, Макаров вывел эскадру в море. Чтобы защитить эсминец, который был отрезан превосходящими силами Японии. Но его линкоры наткнулись на японское минное поле.

“Петропавловск” был потоплен, другой линкор, “Победа”, был сильно поврежден. Мина, потопившая “Петропавловск”, решила судьбу Первой эскадры и Порт-Артура.

 

Последний героический рывок

Эта новость дошла до Второй эскадры на Мадагаскаре. Теперь план состоял в том, чтобы поспешить в дальневосточные воды. Прежде чем японцы успеют отремонтировать и переоборудовать свои корабли.

Падение Порт-Артура полностью изменило ситуацию. Было мало шансов на то, что эскадра сможет пробиться через контролируемые Японией воды во Владивосток. И даже если бы она смогла это сделать, еще более маловероятно, что это окажет какое-либо влияние на ведение войны.

Тем временем на эскадру обрушились другие несчастья. Экипажам не хватало продовольствия, одежды и даже обуви. А отсутствие ботинок было настоящим бедствием на палубах, покрытых углем.

Но гораздо более серьезным по своим последствиям было решение восполнить недостатки Второй эскадры, отправкой Третьей. Состоящей из старых судов береговой обороны и устаревших крейсеров. Эти корабли были выведены вперед, и переданы под командование контр-адмирала Небогатова.

Они вышли с Мадагаскара 16 марта, отправившись в непрерывное плавание длиной 7500 километров к побережью Индокитая. Механические поломки были частыми. И огромные волны Индийского океана едва не опрокинули маленькие и немореходные эсминцы. Тем не менее, угольная эскадра в море продолжалась. Подвиг, неслыханный тогда, и которому никогда не было аналогов в истории.

Потерянная для всего мира на три недели, эскадра вновь появилась у берегов Сингапура 8 апреля. 14 мая объединенные Вторая и Третья эскадрильи отплыли на Север, в Цусимский пролив. Где японцев, отремонтированных, восстановленных и переоборудованных, ждала одна из решающих битв в истории.

 

Последний героический рывок

 

Финал при Цусиме

Ранним утром 27 мая японские патрули легко обнаружили русский флот. За которым следовал полностью освещенный госпитальный корабль. Однако в этих водах обнаружение было неизбежно.

После короткого столкновения с крейсерами главные силы Японии смогли прорвать русскую оборону. Сосредоточив весь свой огонь на кораблях, из которых только ведущий, “Князь Суваров”, был в состоянии ответить.

Этот маневр был мечтой всех адмиралов. Фактически, за всю военно-морскую историю это было успешно осуществлено только дважды. Здесь, при Цусиме, и тридцать девять лет спустя. Когда американцы повторили это во время битвы в заливе Лейте.

От получаса до часа хватило для того, чтобы российский флот был выведен из строя как боевая сила. Когда бой закончился, оставалось только выследить беглецов и потопить калек. Только одна вооруженная яхта и два эсминца добрались до Владивостока.

Небогатов сдал японцам новенький линкор “Орел” и два судна береговой обороны. В ужасе от капитуляции некоторые из офицеров попытались затопить корабль. Но японцы преследовали их по всему кораблю и застрелили. Японские потери в бою составили три торпедных катера.

 

После окончания войны, когда вице-адмирал Рожественский, контр-адмирал Небогатов и другие заключенные вернулись в Россию. Был проведен ряд военных трибуналов

 

После окончания войны, когда вице-адмирал Рожественский, контр-адмирал Небогатов и другие заключенные вернулись в Россию. Был проведен ряд военных трибуналов. Рожественский настаивал на том, чтобы взять всю вину на себя. Но власти не приняли его признания и отказались осудить его за сдачу, которая произошла, когда он был без сознания.

Небогатов и сдавшиеся капитаны были приговорены к смертной казни. Но позднее приговоры были заменены пожизненным заключением. Один из капитанов выжил, чтобы сражаться рядовым в войне 1914-18 годов.

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории