Взлет и падение “Майн Кампф”

Взлет и падение "Майн Кампф"

 

Книги обладают особой силой. Мы читаем, покупаем или берем в библиотеке и выступаем за их сохранение. Мы сетуем на закрытие библиотек и особенно на уничтожение книг.

В основе этих опасений лежит редко проверяемое предположение о том, что книга – это неизменно благотворная сила. Влияние, которой следует беречь и сохранять.

Но как быть в тех случаях, когда это не так? Книги – это не только жертвы войны, но и ее герои. А также боеприпасы, которыми они становятся благодаря своему вкладу в научные открытия, разведку и пропаганду.

В них зарождаются идеологии, настраивающие народы друг против друга. Закрепляются стереотипы, приводящие к зверствам и геноциду. Они отражают человеческие слабости и злой умысел. И в то же время чтение служит тихой гаванью в неспокойные времена.

 

Книги обладают особой силой. Мы читаем, покупаем или берем в библиотеке и выступаем за их сохранение. Мы сетуем на закрытие библиотек и особенно на уничтожение книг.

 

Парадоксальный бестселлер

 

Мы можем рассмотреть эти парадоксы на примере одного бестселлера – “Майн кампф” Адольфа Гитлера. Как и его автор, при первой публикации в 1925 г. он казался обреченным на забвение.

Первая часть была продана тиражом всего 1500 экземпляров. И, если бы издатель не был одним из горячих сторонников Гитлера, печально известная вторая часть, содержащая большую часть ядовитых теорий, никогда бы не увидела свет. Ее тираж составил всего 500 экземпляров.

Но чем ближе нацисты подходили к власти, тем больше росли продажи. Когда в 1933 г. новый режим начал вычищать “упадочную” литературу из библиотек Германии, ее место заняла “Майн кампф”. И другие подобные издания.

Новые издания в различных форматах сделали ее доступной для всех граждан Германии. Вскоре она стала желанным подарком. Даже молодоженам, обустраивающим свой дом.

 

Новые издания в различных форматах сделали ее доступной для всех граждан Германии. Вскоре она стала желанным подарком. Даже молодоженам, обустраивающим свой дом.

 

Офицеры и школьные учителя должны были хорошо знать текст, чтобы распространять его среди своих солдат и школьников. К концу войны, благодаря принудительному распространению в Германии было выпущено 9 млн. экземпляров.

Если в Германии книга вождя была обязательным атрибутом каждой семьи, пусть и не всегда прочитанным, то в других странах читатели не испытывали такого принуждения.

 

Международная популярность

 

Тем не менее, столь широкое распространение книги делает ее интересной историей. Английские и американские читатели впервые получили доступ к “Майн Кампф” только в 1933 году. Когда Гитлер стал объектом любопытства на международной арене, и то лишь в сокращенном варианте.

 

Рузвельт жаловался, что "этот перевод настолько урезан, что дает ложное представление о том, что говорит Гитлер". Тем не менее, он был продан тиражом, превышающим 50 000 экземпляров.

 

Несомненно, это было сделано для того, чтобы сделать книгу более доступной. Но при этом были сглажены шероховатости и изъято много провокационного материала. Рузвельт жаловался, что “этот перевод настолько урезан, что дает ложное представление о том, что говорит Гитлер”. Тем не менее, он был продан тиражом, превышающим 50 000 экземпляров.

Во Франции тоже вышло два издания, причем одно из них было настолько сокращено, что у французов сложилось радужное представление о гитлеризме.

Только в 1938-39 гг., когда война была уже неминуема, читатели познакомились с “Майн Кампф”. И не смотря на то, что книга нашла мало поклонников, с издательской точки зрения она имела успех. Попав в хит-парад бестселлеров.

Хотя британское правительство с самого начала войны ввело цензуру, оно не пыталось ограничить доступ к книге. Напротив, библиотеки вскоре стали закупать дополнительные экземпляры, чтобы удовлетворить спрос.

 

Но чем ближе нацисты подходили к власти, тем больше росли продажи. Когда в 1933 г. новый режим начал вычищать "упадочную" литературу из библиотек Германии, ее место заняла "Майн кампф". И другие подобные издания.

 

Складывалось впечатление, что чем больше люди будут знакомиться с разглагольствованиями Гитлера, тем больше они будут убеждены в злодеяниях нацизма. Похоже, что так оно и было.

 

Предмет коллекционирования

 

По мере того как в Германии росла волна войны, росло и уважение к гитлеровскому тексту. К 1944 г. издательская индустрия была в смятении. А большинство книжных магазинов закрылись из-за отсутствия персонала и запасов.

По мере того как войска союзников оккупировали родину, немецкие семьи не замедлили избавиться от компрометирующих текстов. И “шедевр” фюрера не был пощажен.

Молодая сотрудница издательства, оказавшаяся в конце войны в Берлине, писала, что нацистская литература еще может пригодиться в подвалах, в которых они укрываются.

 

По мере того как войска союзников оккупировали родину, немецкие семьи не замедлили избавиться от компрометирующих текстов. И "шедевр" фюрера не был пощажен.

 

Холод не хочет уходить. Я сижу, сгорбившись, на табуретке перед нашей печкой. Которая еле-еле топится всевозможной нацистской литературой. Если предположить, что все будут делать то же самое, а они будут…, то “Майн кампф” снова станет редкой книгой. Предметом коллекционирования.

 

Так оно и оказалось. Даже на книжных ярмарках дилеры по-прежнему неохотно выставляют экземпляр гитлеровского текста. В Германии “Майн Кампф” была вновь опубликована только в 2016 году. В тщательно аннотированном научном издании.

 

В заключении

 

Но ее первоначальный успех – это доказательство того, что книги несут в себе все сложности человечества. Книги – это желанный источник вдохновения и образования, они успокаивают и расслабляют.

 

Однако во времена конфликтов их способность убеждать предстает в ином свете. Книги - это поистине рассадники идеологии и боеприпасы войны, преданные своему делу так же, как и их читатели.

 

Однако во времена конфликтов их способность убеждать предстает в ином свете. Книги – это поистине рассадники идеологии и боеприпасы войны, преданные своему делу так же, как и их читатели.

 

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории